Вернулся домой после 3,5 лет заключения: как встречали Виталия Маркива на родине

Маркив находился в итальянской тюрьме с 30 июня 2017 года, когда его арестовали в аэропорту Болоньи
Эксклюзив
Вернулся домой после 3,5 лет заключения: как встречали Виталия Маркива на родине
Виталий Маркив (Фото: Парламент.UA)

В среду, 4 ноября, украинский нацгвардеец Виталий Маркив, после почти 3,5 лет в итальянской тюрьме, вернулся в Украину.

О том, что апелляционный суд в Италии оправдал украинца стало известно вечером 3 ноября.

В аэропорту его встретили с военным оркестром родные, близкие и журналисты. В самолете вместе с Маркивым прилетел министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова, которые забирала украинца из тюрьмы после решения суда.

Этот день для меня лично великолепное событие. Возможно, это самая важная моя личная победа. Я себе дал обещание выстоять до конца не только ради себя, но и ради всех тех героев, которые отдали свои жизни и которые до сих пор борются за суверенитет и независимость нашей страны. Мы доказали, что только совместными усилиями можно побороть. Справедливость есть. Правда существует и она всегда побеждает. Поэтому моя задача - это продолжение службы в рядах Нацгвардии Украины - сказал Маркив.

В то же время он отметил, что в ближайшие дни хочет наконец провести время с женой, которую не видел 3 года 4 месяца и 2 дня.

Маркив отметил, что не знает, выплатит ли Италия какую-то компенсацию за то, что более 3 лет он провел за решеткой по сфабрикованному делу. Однако нацгвардеец подчеркнул, что будет добиваться ответственности для "людей, которые старались опорочить украинский народ".

Мы будем ждать окончательного вывода кассации, а после этого уже будем делать выводы и принимать меры. Но ответить должны те люди, которые старались опорочить не только вооруженные формирования Украины, но и весь украинский народ, - заявил Марков.

За что осудили Маркива

Нацгвардеец Виталий Маркив находился за решеткой с 30 июня 2017 года, когда его арестовали в аэропорту Болоньи.

Его обвинили в причастности к убийству итальянского фотографа Андреа Роккелли во время боев под Словянском в 2014 году.

Об этом свидетельствовал французский журналист Уильям Роглон, который тогда же был в том районе.

Обвинение, которое базировалось на словах француза, утверждало, что 24 мая 2014 Виталий Маркив как "командир " Нацгвардии был причастен к 30 минометным ударам по подножию горы Карачун, где находились журналисты.

Итальянский прокурор настаивал, что хотя Виталий Маркив и не совершил убийство сам, но информировал руководство Нацгвардии о движении гражданских у подножия Карачун, а командиры Нацгвардии со своей стороны дали сигнал военным Вооруженных сил Украины открыть минометный огонь по группе иностранных журналистов.

Пострадавших в суде представляла семь журналиста Роккелли, профсоюзная Федерация итальянской прессы, областная Ассоциация журналистов Ломбардии, а также основана Роккелли организация Cesura Lab.

Маркив признал, что воевал в мае 2014 под Словянском, однако настаивал, что не был командиром и минометов у его подразделения тогда не было. Украинец также отметил, что не имеет никакого отношения к гибели итальянского журналиста.

Однако суд присяжных города Ассизи все же признал Маркива виновным и приговорил его к 24 годам в тюрьме.

Как удалось освободить Маркива

После оглашения приговора украинский президент Владимир Зеленский поручил Министерству иностранных дел и Генеральной прокуратуре срочно заняться вопросом освобождения и возвращения нацгвардейца. 20 ноября 2019 Украина подала апелляционную жалобу на приговор Маркиву.

В то же время Министерство внутренних дел Украины провело собственное расследование и установило в частности, что Маркив держал в руках другое оружие, поэтому к убийству итальянского фотографа непричастен.

Кроме того, украинская журналистка Ольга Токарюк и ее итальянские коллеги Кристиано Тинацци, Рубен Лагаттолла и Данило Элиа, которые самостоятельно исследовали факты дела, также доказали невиновность нацгвардейца. Они сняли фильм под названием "Не в том месте, не в то время". Часть этого фильма в сентябре продемонстрировали итальянскому парламенту, а затем добавили его как новые доказательства к делу в суде.

1