ТОП-10 застал по уголовным делам: кто из известных фигурантов дел заплатил за свободу больше всего

При определении суммы залога учитывается не только закон, но и курс доллара
Главное
ТОП-10 застал по уголовным делам: кто из известных фигурантов дел заплатил за свободу больше всего
Деньги (Фото: Pexels)

Чем громче уголовное дело и чем известнее его фигурант, тем больше размер залога, назначаемого судом. Такова практика применения залогов в последние годы. Обстоятельства преступления и его тяжесть, наличие у подозреваемого достаточного количества денег, размер причиненного им ущерба – все это должны учитывать судьи при назначении залога. Однако последние громкие дела свидетельствуют, что суды руководствуются не только законом, а политической целесообразностью и… курсом доллара. Поэтому космического размера залога получают те, кто даже в теории никогда не сможет найти такие деньги. И это прямо запрещено законом.

Как это работает, пишет издание "Апостроф".

В Украине, что не удивительно, о залогах мы слышим чаще всего тогда, когда подозреваемый очень известен, влиятелен и не беден. Именно этой категории суды назначают облачные размеры залога. Они назначаются и тогда, когда о подозреваемом лице еще вчера ничего не было известно широким массам, но в случае, когда уголовное дело само по себе громкое, вот тут точно следует ожидать, что судьи "не скупятся".

Парадоксальная вещь, но всякий раз трудно объяснить, почему именно такой залог был назначен. На каком основании? Как она была рассчитана и чем обоснована? И адекватна ли она?

В глазах возмущенной общественности, когда лицо подозревается в коррупции, тогда чем больше залог предназначается для него, тем больше у общественности ощущение справедливости: выглядит так, будто таким образом лицо уже наказано.

В реальности, когда речь идет о самых громких делах, о справедливости часто речь не идет. И вот почему.

Размеры залогов определяются согласно ст.182 Уголовно-процессуального кодекса . Из нее можно узнать, что определение размеров залогов должно происходить с учетом обстоятельств уголовного правонарушения, имущественного и семейного положения подозреваемого или обвиняемого и других данных о его личности и возможных рисках (например, может бежать из страны).

Однако закон говорит о том, что размер залога не может быть заведомо непомерным. И потому она не может быть безграничной.

В частности, когда речь идет о нетяжком преступлении, залог может быть от 1 до 20 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Сейчас такой минимум составляет 2589 гривен, поэтому максимальный залог не может быть больше 51780 гривен.

При тяжком преступлении размер залога колеблется от 20 до 80 минимумов или до 207.120 гривен максимум.

А когда уголовное дело касается тяжкого преступления, тогда пределы залога составляют 80-300 или максимум 776.700 гривен.

"В исключительных случаях, если следственный судья, суд установит, что залог в указанных пределах не способен обеспечить исполнение подозреваемым лицом, обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, возложенных на него обязанностей, залог может быть назначен в размере, который превышает восемьдесят или триста размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц соответственно", - говорит закон.

Именно эта формулировка и позволяет выходить за пределы 300 прожиточных минимумов. И не просто выходить, а почти залетать в стратосферу.

Судьи обязаны обосновать тот или иной размер залога и объяснить, почему они требуют залог, скажем, в 1 миллиард гривен, когда максимум, указанный в законе, в тысячу раз меньше. Однако судебная практика свидетельствует о том, что чаще всего при объявлении размера залога сторона обвинения и суд вообще никак не объясняют, "почему столько". Все это становится хлопотой самого подозреваемого и его адвокатов, требующих объяснений, но часто не получающих их, и уменьшения размера залога, чего иногда удается добиться.

Когда судьям разрешают устанавливать заоблачные залоги

Юристы говорят, что, например, если суду стало известно о том, что подозреваемый владеет, скажем, кондитерскими фабриками, а журнал Forbes оценивает его состояние (рыночную стоимость активов) в $1 миллиард, то назначить ему залог в 1 миллиард гривен – это нормально. Считается, что человек способен внести такие средства. Именно такую сумму суд назначил бывшему президенту Украины Петру Порошенко.

Вероятно, суд также учел, что у Порошенко достаточно влиятельных и богатых друзей и родственников, которые могут внести залог вместо него. Бывший президент подозревался, напомним, в государственной измене и финансировании терроризма – это самое тяжелое преступление, поэтому суд решил, что миллиард – это допустимо.

Однако часто украинские суды вообще никак не объясняют, откуда они берут эти цифры. И это стало причиной того, что некоторые подозреваемые не могут внести залог и поэтому вынуждены проводить время за решеткой еще до того, как они будут признаны виновными (или не будет).

Бывший руководитель Фискальной службы Роман Насиров – очень известная персона с неоднозначной репутацией. Поэтому, когда его арестовали, во-первых, мало кто был удивлен, а во-вторых, не было удивления и по поводу назначенного ему залога в размере 523 миллионов гривен. Как известно, НАБУ и САП сообщили Насирову о подозрении в получении более 722 млн. грн. в виде взятки за то, что она якобы помогла бизнесмену Олегу Бахматюку получить возмещение НДС сначала на сумму более 540 млн грн., а затем еще на 2,7 млрд. грн.

Всеволод Князев , председатель Верховного Суда, был пойман на получении взятки в размере $2,7 миллиона. И ему также был назначен залог в 107 миллионов гривен.

И бывший руководитель НАК "Нефтегаз Украины" Андрей Коболев также "получил" залог в 107 млн грн. – за то, что он якобы разворовал государственное имущество на 229 млн грн.

Даже если преступления этих трех считать самыми тяжкими и даже если они должны были получить максимальный залог (300 прожиточных минимумов), то по факту их залог оказался в почти 140 раз больше, чем предусмотрено законом.

Проходящим по одному делу бизнесменам Борису Кауфману и Александру Грановскому суд назначил залоги в 129 и 124 млн грн. в соответствии. Их подозревают в создании преступной группировки, получении взяток и "откатов".

Понять логику судей, которые назначали такие залоги, очень сложно, а объяснений нет. Однако несложно заметить, что размеры застав колеблются вокруг одной цифры: $3 миллиона. Ибо, если считать по текущему курсу 36 грн. за доллар, то 107 млн грн. почти равняется $3 млн, а 129 млн грн. – это примерно $3,5 млн.

Бывший заместитель министра обороны Вячеслав Шаповалов по размеру назначенного ему залога недавно занимал второе место после Насирова, а когда поэтому снизили залог до 107 млн грн, оказался на первом месте с 402 миллионами гривен. И объяснений тому тоже не было.

Адвокат Шаповалова, старший партнер адвокатского объединения Lawyers Alliance Сергей Митюрин напоминает, что в тот день, когда суд избирал меру пресечения его клиенту, курс доллара составлял 40,2 гривен за доллар, поэтому залог Шаповалова составил подозрительно ровно $10 миллионов.

1