Предложение Зеленского по КСУ противоречит Конституции

Артем Донец

Управляющий партнер АО "Донец и партнеры", член Совета Отделения Ассоциации юристов Украины в Харьковской области

Предложение Зеленского по КСУ противоречит Конституции
2 ноября 2020, 20:26
читати українською
Решение КСУ не могут быть отменены или пересмотрены никаким другим органом государственной власти

Президентом Украины Владимиром Зеленским, в Верховную Раду Украины был подан законопроект "О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству" (по № 4288 от 29.10.2020 года).

О чем говорится в законопроекте Зеленского по КСУ

Указанный законопроект имеет две цели:

  1. признание решения Конституционного Суда Украины № 13-р/2020 по делу № 1-24/2020 (393/20) от 27.10.2020 года - ничтожным (то есть, фактическая отмена указанного решения);
  2. прекращение полномочий всего состава Конституционного Суда Украины. При этом в пояснительной записке к указанному законопроекту процитировано ст. 8 Конституции Украины (обеспечение необходимости соблюдения верховенства права), а важность его принятия обоснована "... необходимостью обеспечить сохранность европейского и евроатлантического выбора украинского общества, соблюдения принципа верховенства права конституционными органами...".

По поводу указанного законопроекта следует отметить, что он не может быть принят Верховной Радой Украины, ведь полностью противоречит Конституции Украины и другим законам Украины, действующим на сегодня.

Что не так с проектом президента

Так, статья 147 Конституции Украины провозглашает, что Конституционный Суд Украины развязывает вопрос о соответствии Конституции Украины законов Украины и в предусмотренных Конституцией случаях других актов, осуществляет официальное толкование Конституции Украины, а также иные полномочия в соответствии с настоящей Конституцией. Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, обоснованности и обязательности принятых им решений i выводов.

Положениями статьи 1512 Конституции Украины закреплено, что решения и выводы, принятые Конституционным Судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы.

Таким образом, логичным является вывод о том, что решение Конституционного Суда Украины по каким основаниям не могут быть отменены и/или пересмотрены никаким другим органом государственной власти, в том числе и путем принятия соответствующего закона об их отмене. Другими словами - невозможно отменить решение Конституционного Суда Украины принятием закона. В то же время принятие указанного законопроекту является прямым нарушением принципа верховенства права и юридической определенности, что закреплено Конституцией Украины и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Подробнее о решении Конституционного суда читайте в материале "Парламент.UA ": КСУ против всех: что теперь будет с э-декларированием

Что же касается прекращения полномочий состава Конституционного Суда Украины, то следует заметить, что статья 149 Конституции Украины закрепляет независимость и неприкосновенность судьи Конституционного Суда Украины, которая гарантируется Конституцией и законами Украины.

Основания и порядок освобождения от должности судьи Конституционного Суда Украины четко определен статьей 21 Закона Украины "О Конституционном суде Украины" № 2136-VIII от 13.07.2017 года. Следует заметить, что решение об увольнении судьи Конституционного Суда Украины принимается самими судьями на специальном пленарном заседании. Зато в указанном нормативном положении не имеет ни одного упоминания о том, что судья Конституционного Суда Украины, может быть освобожден от должности принятым законом Украины. Таким образом, принятие указанного законопроекта который предусматривает освобождение всего состава Конституционный Суд Украины будет не только нарушением уже указанных принципов верховенства права и юридической определенности, но и вмешательством со стороны органов государственной власти в деятельность Конституционного Суда Украины, как органа конституционной юрисдикции.

Какие могут быть последствия принятия ВР проекту закона о КСУ

Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что принятие Верховной Радой Украины законопроекту "О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству" (по № 4288 от 29.10.2020 года), подано Президентом Украины Зеленским В.А., не только приведет к нарушению Конституции Украины, но и будет служить свидетельством того, что принцип верховенства права в Украине объявлено только "на бумаге" и значительно отдалит процесс интеграции с Европейским Союзом. Ведь государство на длительное время фактически лишится единственного органа, который мог толковать Конституцию Украины, а также проверять законы Украины, которые принимаются Верховной Радой Украины на соответствие положениям Конституции.

Подробнее о противостоянии президента с Конституционным судом читайте в материале "Парламент.UA ": Государственный коллапс: чем опасен законопроект Зеленского о КСУ