Что делать, если завтра наступление: анализ обострения российско-украинской войны

Украинские военные эксперты рассказали об угрозах и перспективах
Эксклюзив
Что делать, если завтра наступление: анализ обострения российско-украинской войны
Война на Донбассе (Фото: Минобороны)

Напряженность на российско-украинской границе нарастает с каждым днем, и уже стала поводом для выражения серьезной тревоги со стороны глав ведущих западных стран. Руководство Соединенных Штатов выразило полную поддержку Украине в случае нового витка российской агрессии на всех возможных уровнях – от президента и главы Госдепартамента до министерства обороны. 

Однако украинские военные эксперты отмечают: при большом количестве финансовой, ресурсной, дипломатической и иной помощи, собственно военная нагрузка в случае начала боевых действий ляжет именно на украинских солдат, и "большая война", если таковая начнется, обещает быть кровавой для обеих сторон. О том, как может развиваться ситуация, и какую помощь способны оказать Украине союзники, Парламент.UA поговорил с экспертом по международной безопасности, сотрудником Национального института социологических исследований Галиной Яворской и бывшим замначальника генштаба ВСУ генералом Игорем Романенко.

Цель Москвы - прекратить существование Украины как государства

На фоне наблюдаемого обострения ряд комментаторов полагает, что Россия наращивает вооружение у украинских границ слишком демонстративно, и потому "бряцание оружием" является лишь блефом и средством торга. Однако Галина Яворская полагает, что перспектива военного столкновения вполне реальна. 

Судя по резкости заявлений российской стороны, складывается довольно тревожное ощущение. Последнее заявление Дмитрия Козака – это прямая угроза того, что начало боевых действий на Донбассе может стать "началом конца Украины". Подобный накал риторики в сочетании со срывом заседания Трехсторонней контактной группы, в котором Россия обвинила украинскую сторону, свидетельствует о реальной эскалации. С другой стороны, в последнее время наши западные партнеры сделали много шагов, направленных на поддержку Украины. Очень сильно активизировалась дипломатическая составляющая, в том числе взаимодействие с нашими непосредственными соседями: Польшей, Словакией и другими странами, – перечисляет эксперт.

При этом эксперты сходятся во мнении, что Украина воспринимается Москвой не как самостоятельный противник, а как поле столкновения с Западом и, соответственно, возможность торговаться с Соединенными Штатами, повышая ставки в процессе этого торга. 

Это напрямую вытекает из довольно двусмысленного интервью Николая Патрушева, который дает понять, что Москва не желает слишком сильной конфронтации с Западом, и, напротив, ищет контакта и понимания. Из него следует, что Россия все еще планирует занять какое-то место в западном мире, вплоть до попыток выставить себя спасителем Европы от пандемии, предлагая свою вакцину, – отмечает Галина Яворская. 

Однако эксперт констатирует: поскольку очевидно, что России не удастся получить от Запада желаемого, она может перейти к силовому сценарию. При этом цель-максимум Москвы не изменилась с 2014 года, и заключается в том, чтобы Украина перестала существовать как самостоятельное государство. 

С Галиной солидарен и генерал Игорь Романенко.

Судя по поведению российских пропагандистских СМИ, Путин уже принял решение начать боевые действия определенной интенсивности. Уничтожение украинской государственности всегда было задачей-максимум, но Кремль, начав войну, будет смотреть по ситуации, как далеко он может продвинуться, – полагает военный аналитик. 

Запад и НАТО не будут воевать за Украину

При этом украинские военные эксперты констатируют: даже при очень интенсивной поддержке союзников они не будут воевать за Украину. Эту мысль, в частности, высказал в своем интервью заместитель директора киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Михаил Самусь. По его словам, в случае усугубления военного конфликта помощь может носить дипломатический, ресурсный и разведывательный характер, но даже дополнительное вооружение будет, скорее всего, предоставлено не сразу, поскольку парламентские процедуры согласования его предоставления в демократических странах занимают месяцы.

На сегодня приняты решения о предоставлении нам летального оружия, США постоянно оказывают нам около 300 млн ежегодной помощи в подготовке личного состава и продают большое количество систем связи и управления. Есть турецкие беспилотники. Существует как минимум три программы Военно-морских сил Украины с США, Великобританией и Турцией, которые должны заработать. То есть работа ведется, это очень важная помощь. Просто у нас иногда думают, что Запад будет за нас воевать. Но Запад и НАТО этого делать не будут, потому что мы не являемся союзником ни одной из стран Запада и не являемся членом НАТО, – отмечает Михаил.

С военным экспертом согласна и Галина Яворская. 

Трудно представить, что западные страны решатся вступить в войну с ядерной державой из-за Украины. Однако важно помнить, что в случае войны ситуация может выйти из-под контроля, и тогда это будет уже не локальный конфликт. Может быть, в России действительно верят, что Польша и Венгрия будут участвовать в "разделе Украины", однако такой вариант невозможен. Более того, Польша, страны Балтии и другие государства прекрасно понимают, что в случае усиления российской агрессии они тоже окажутся под угрозой, учитывая, какой потенциал уже накоплен Россией, – предупреждает она. 

По словам Галины, эффективным средством сдерживания России была бы именно демонстрация реальной готовности Запада помочь Украине в военном плане. 

Мне не верится, что политика умиротворения способна на что-то повлиять на нынешнем этапе. Даже если пообещать Москве, что Украина никогда не вступит в НАТО, это сейчас не сработает, потому что стороны не доверяют друг другу, – полагает она.

Что касается санкций, которые Запад может ввести против Москвы в случае дальнейшей эскалации, Галина Яворская считает, что их эффективность напрямую зависит от настроений в России.

Если патриотический подъем будет похож на ситуацию 2014-го года, санкции не подействуют. Однако, даже учитывая количество розданных российских паспортов, я не думаю, что Донбасс в глазах россиян имеет такое же значение, как Крым, – рассуждает эксперт.

Украине нужно усилить противоракетную оборону

По словам Игоря Романенко, сейчас существует три направления возможного удара: восточное (Донбасс), южное, со стороны Крыма, и северо-восток, в том числе с территории Беларуси, которую Россия может использовать согласно официальному договору.

Что касается юга, для Москвы по-прежнему привлекательно Приазовье, Мариуполь и перспектива захвата инфраструктуры, связанной с поставками пресной воды; а также отсечения от Черного моря всей континентальной Украины. Однако наиболее вероятно нанесения удара с Востока, особенно учитывая, что именно на этом направлении российская пропаганда активно пытается создать объяснение для такого вторжения в глазах международного сообщества. Объяснение создано и в глазах самих россиян, в первую очередь за счет интенсивной раздачи паспортов жителям Донбасса, которая формально делает их "гражданами России", – напоминает экс-замначальника генштаба ВСУ.

По словам Игоря Романенко, выступление главы RT Маргариты Симоньян достаточно красноречиво обозначило желаемые цели Москвы на Донбассе: отвоевать Донецкую и Луганскую области в их административных границах, создать на их базе "республику", возглавляемую кем-то из людей Виктора Януковича, и затем, возможно, объявить о вхождении этой "республики" в состав России.

Читайте также

При этом Михаил Самусь признает: все три российские армии, сосредоточенные на украинских границах, обладают значительным количеством ракетного оружия, включая "Искандеры", тогда как самой большой проблемой Украины является именно противоракетная оборона. По его словам, удар по критическим объектам военного и государственного управления Украины создаст условия для уничтожения сил противовоздушной обороны, и дальше уже будет трудно противодействовать наступлению российских войск.

"У нас существует противовоздушная оборона, но в принципе нет противоракетной", – согласен с ним генерал Романенко. Такие же выводы, к слову, сделал Старший научный сотрудник Атлантического совета Стивен Бланк в своем обзоре украинских вооружений. В качестве их слабого места американский эксперт указал военно-воздушные силы Украины (ВВС). В связи с этим Бланк призвал администрацию Джо Байдена провести срочную модернизацию ВВС Украины, в частности, предоставить Киеву истребители F-15, самолеты-разведчики раннего предупреждения E-2C-2000 Hawkeye, крылатые ракеты и специальное оборудование.

Наиболее актуальной помощью со стороны наших союзников, в первую очередь США, Великобритании, Канады, Польши и Литвы стало бы закрытие нашего воздушного пространства и прикрытие с моря, особенно со стороны Херсонской области, – полагает Игорь Романенко. 

Сейчас, по его словам, Соединенные Штаты осуществляют активную разведдеятельность по периметру украинских границ, включая использование дронов. Также усиливается присутствие американских кораблей в Черном море.

Однако воевать "на земле" в любом случае остается прерогативой вооруженных сил Украины, – подытожил эксперт.

1