Очередная попытка НЕДО/ПЕРЕ-реформирования СБУ: диверсия или отстаивание корыстных интересов?

В СБУ считают, что реформа ведомства не ко времени из-за войны с россией
Эксклюзив
Очередная попытка НЕДО/ПЕРЕ-реформирования СБУ: диверсия или отстаивание корыстных интересов?

В разгар войны в медийном пространстве все чаще поднимаются вопросы реформы сектора безопасности и разведсообщества. Причем дискуссии активизируются при обнародовании законодательных инициатив по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов.

Наибольший резонанс вызвала инициатива создания Службы военной разведки и контрразведки Украины. В частности, в части передачи Департамента военной контрразведки СБУ в Главное управление разведки Министерства обороны Украины.

В самой СБУ сейчас считают, что проведение реформы в нынешнем положении не актуально, может нанести ущерб безопасности государству, поскольку все силы спецслужбы привлечены для противодействия военной агрессии на всех фронтах. С другой точки зрения такому авторству и реформе можно дать и правовую оценку, но она будет на грани противоправных действий, которые можно трактовать как диверсию или подрывную деятельность против Украины.

Является ли негативом инициатива объединить в одной службе военную разведку и контрразведку – вопросы для дискуссий. На самом деле, у такого подхода могут быть и преимущества.

Анализ организации подобных структур многих стран НАТО показал, что эти функции часто объединяются в рамках одного органа. Сочетание военной разведки и контрразведки в одних стенах может стать серьезным преимуществом и улучшить координацию по этим направлениям.

В то же время, основной задачей СБУ является обеспечение государственной безопасности Украины, угрозы и вызовы которой могут иметь и внутригосударственное, и иностранное происхождение. СБУ тесно сотрудничает с партнерами из других стран, чтобы обеспечить безопасность Украины и ключевые национальные интересы.

Служба безопасности Украины поддерживает контакты со спецслужбами и правоохранительными органами других стран, профильными структурами из числа международных организаций.

Читайте также

В глобализирующемся мире угрозы безопасности наших основных партнеров также влияют на безопасность Украины. Именно поэтому во многих областях своей работы СБУ возлагается на поддержку партнерских специальных служб и правоохранительных органов.

Разделение военной контрразведки сужает возможности для сотрудничества и обмена информации, в первую очередь с сильными западными спецслужбами, которые являются союзниками Украины в противостоянии агрессивной политике Российской Федерации, в частности, в военной сфере.

Согласно законопроекту по реформированию СБУ, расследование подследственных этому органу преступлений после 2024 года должно взять ДБР. Но авторитет этого органа, мягко говоря, не безупречен, напоминают источники "Европейской Правды", также приобщившейся к изучению указанного вопроса.

В условиях военной агрессии России отделение следствия от СБУ не является неотложной потребностью. Объемы работы по расследованию военных преступлений страны-агрессора, фактов шпионажа, коллаборации, пособничества РФ впечатляют. Несмотря на это, СБУ выполняет свою работу в соответствии с процессуальными нормами и законодательством Украины.

Вместе с тем расширение подследственности СБ Украины стало необходимым после разрешения РФ полномасштабной войны на территории Украины. К сфере компетенции СБ Украины отнесли новые преступления: это коллаборационная деятельность (статья 111-1 УК Украины), пособничество государству-агрессору (статья 111-2 УК Украины) и несанкционированное распространение информации о направлении, перемещении оружия, вооружении и боевых припасах в Украину, движение, перемещение или размещение Вооруженных сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, совершенное в условиях военного или чрезвычайного положения (статья 114-2 УК Украины) и некоторые другие.

Читатель согласится, что необходимость расследования подобных преступлений крайне необходима. Но опыт их расследования сегодня есть только в СБУ, который накапливался годами, поскольку составы преступлений смежны с принадлежащими к компетенции спецслужбы.

Сочетание указанного опыта, правоохранительной и специальной функции СБУ – это то, что может стать выходом из тупика, к которому дошли почти все правоохранительные органы, спецслужбы и антикоррупционные структуры, подвергшиеся поспешным реформам. Реформа СБУ, без сомнения, необходим и неотложный шаг. Но однозначно реформировать нужно вовремя, не во время военного положения.

Читайте также

1