Недоступная Украина стремится в ЕС: 13 ноября – Международный день незрячих людей

Непонимание общества, непригодные для передвижения улицы… Доступность – это не только колясочники и пандусы
Эксклюзив
Недоступная Украина стремится в ЕС: 13 ноября – Международный день незрячих людей
Слепота (Фото: pexels)
13 ноября 2021, 12:34
читати українською

13 ноября по решению Всемирной организации здравоохранения в мире отмечают Международный день незрячих людей. В этот день 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи – известный педагог, основавший несколько школ и предприятий для незрячих. До Гаюи таких заведений просто не было. Социализация незрячих вступила в силу, когда в 1829 году Луи де Брайль создал специальный шрифт для слабовидящих.

"Наше общество не привыкло к незрячим"

В Украине точной официальной статистики по отношению к людям незрячим и с недостатками зрения нет, о реальных цифрах можно только догадываться. По неофициальным данным – от 70 до 100 тыс. человек, из них более 10 тыс. – дети. Как живут слепые люди? Созданы ли в нашей стране условия для их комфорта? Могут ли они свободно получить образование и устроиться на работу? Могут ли спокойно пройти по улице или купить в супермаркете пакет молока?

Властям проще ввести какие-то льготы, чем разрабатывать действенные механизмы для равноправной, равноценной жизни. Но даже при таких тяжелых условиях люди со спецпотребностями борются за свое "место под солнцем". Parlament. ua изучал их отзывы из разных городов о ситуации с людьми незрячими и слабовидящими в Украине.

В нежелании видеть чьи-то физические изъяны мы пожинаем плоды советского "гармоничного" воспитания. Вспомним хотя бы, как вскоре после войны как-то одновременно с наших улиц просто исчезли калеки-фронтовики… Люди, которые были детьми в 50-60-е годы, еще помнят, что матери ребенка с физическими недостатками было стыдно и это будто бросало тень на всю семью. К тому же жилищные и финансовые условия, которые объективно сложились после войны, часто делали содержание таких детей и уход за ними, их развитие дома просто невозможны. Послевоенная разруха вроде бы и прошла, а отношение к проблеме осталось практически на том же уровне. Слепые люди не стали в таком отношении исключением. Кое-что и делается, но как-то хаотично, бессистемно, без серьезного изучения и выработки общегосударственной концепции.

Наши собеседники в разных городах жаловались на то, что нет понимания со стороны общества. Иногда доходит до унизительных ситуаций: с людьми с физическими недостатками обращаются, будто они обязательно еще и умственно отсталые:

Мы понимаем, что они не желают нас оскорбить, они нас просто не знают. Наше общество не привыкло к слепым.

Слепота (Фото: pexels)

"Никогда не знаешь, не попадешь ли в открытый люк"

Где-то поставили звуковой светофор, там появились в транспорте звуковые оповещения остановок или номера маршрута, там ступеньку покрасили, но из-за отсутствия общей стратегии, из-за отсутствия спланированных действий и контроля все это приводит к частичной доступности и не решает главную проблему – пространство остается недоступным, – настаивает тифлоэксперт Евгений Свет из Киевского Киевского городского Центра социальной, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов.

Даже люди "условно социализированные" – то есть получившие образование, имеющие работу – беззащитны перед неудобствами и даже опасностями этого недоступного пространства. И если инвалид-колясочник еще может как-то заметить и избежать этого пресловутого открытого люка или края тротуара, то люди незрячие так и констатируют: "Никогда не знаешь, не попадешь ли в открытый люк". А опасности подстерегают на переходе улицы, при посадке в транспорт и даже в собственном подъезде на лестнице.

Интернат или инклюзивная школа?

Недоступное пространство перекочевало и в сферу образования и воспитания детей с недостатками зрения. При этом в Украине школ для незрячих детей – всего пять, для слабовидящих – менее трех десятков интернатов. В Украине слепые дети учатся по старым учебникам, практически нет брайлевской печати, такие темы поднимали в Харькове, Днепре, Черновцах.

В последние годы возникло вроде бы и хорошее начинание – инклюзивные школы. Но прописанные нормы и правила не всегда удается реализовывать. К примеру, в деревне растет ребенок незрячий. Тифлопедагогов и тифлопсихологов и в городе очень мало. Молодежь не хочет учиться на дефектолога: психологическая нагрузка при работе с детьми-инвалидами – колоссальная, а зарплата ничтожна. Обеспечить таким педагогом сельскую школу практически невозможно. Воспитанники специализированных интернатов – преимущественно сироты, уровень преподавания тоже, мягко говоря, желает лучшего…Ребенка с недостатками зрения отдают в обычную школу. А дальше все зависит от обычного везения: какие случатся ей учителя и одноклассники, насколько могут помочь в обучении родители.

Есть и мнение, что более строгие условия в интернате помогут ребенку подготовиться ко взрослому миру, ведь будет учиться и бытовым навыкам. Но интернат, даже самый лучший, это закрытая среда. Где ребенок растет и учится среди того же, как он – и получается практически не готов к другой жизни. Плюс инклюзии, если удается наладить ее в определенной школе, что дети учатся общаться с разными людьми. Важно привить такому ребенку базовые знания, владение шрифтом Брайля и пользование компьютером. Это откроет ему путь к получению высшего образования, овладению конкурентной профессией. Дефицит специалистов в Украине дополняется дефицитом тифлотехники - это качественные трости, бытовые приборы со звуковым и тактильным сопровождением, брайловские клавиатуры, принтеры, дисплеи, лицензионные программы речевого доступа к экрану, телевизионные увеличители текстов для людей с недостатками зрения многое другое. Оценим образование как условно доступное?

Слепота (Фото: pexels)

Было бы несправедливым не привести отношение к проблеме в МОН Украины. Здесь отмечают, что внимание к детям с недостатками зрения за последние пять лет существенно усилилось. В МОН рассказывают, что все спецшколы оборудованы тифлокомплексами. Однако сразу и признаются, что, конечно, оснащение не полное, поскольку финансирование системы образования недостаточно – как и все остальное в нашем государстве.

В государственных ПТУ, подчиненных МОН, сейчас не принимают тотально слепых детей, потому что это требует обеспечения специальным оборудованием и кадрами. В ПТУ могут учиться только дети-инвалиды по зрению с неполной слепотой. Чаще всего они выбирают профессии, массажиста, повара, кондитера, резчика по дереву, штукатура, плиточника и т.д. Межрегиональное высшее профессиональное училище связи (Киев) – единственное государственное ПТУ, работающее с тотально слепыми детьми и дающее им профессию "Оператор компьютерного набора". Это 30 человек в год.

В отделе мониторинга высшего образования МОН отмечают, что главная проблема даже не в том, что слепому человеку сложно получить образование, а в дальнейшем трудоустройстве.

И государственные службы, и частные структуры неохотно берут на службу слепого специалиста, – отмечает тот же Евгений Свет. – Прежде всего потому, что для того, чтобы оборудовать рабочее место для незрячего, нужно выложить определенную сумму денег… Следовательно, работодателю проще не связываться со слепым.

УТОС – вчерашний день

Аббревиатура УТОС вызывает у нынешних членов Украинского общества слепых в большинстве своем негативные ощущения: холодные, заброшенные производственные цеха, постоянные задержки зарплаты, да и с поставками сырья перебои. Сегодня закрыты двери большинства производственных предприятий Украинского общества слепых. Специальные заводы, где людей могут обеспечить работой, значит, будут платить средства, незрячие пересчитывают по пальцам. Молодежь в черных очках уже не надеется на поддержку некогда мощной общественной организации УТОС. Слепые работники предприятий УТОС говорят: им стыдно озвучивать размер зарплаты. Прокормиться этим невозможно. Держатся такой работы только те, кто работает там уже много лет и не имеет другой квалификации. Продукцию, впрочем, выпускают самую разную. В целом по Украине это более тысячи самых разных изделий.

Предприятия других форм собственности не выполняют нормы трудоустройства людей с инвалидностью, им проще заплатить штраф управлению соцзащитой. В центре занятости обычно предлагать незрячем нечего.

Когда речь идет о будущем крупной, хотя и заброшенной сети учебно-производственных предприятий, реабилитационных центров, заведений отдыха для незрячих, то можно услышать мысли о бесперспективности содержания и развития инфраструктуры УТОС, о создании маленьких предприятий на средства инвесторов или реанимации УТОС за государственные средства.

"Интернет-бизнес – хороший заработок для незрячего"

Овладев компьютерной техникой, многие из современной молодежи берутся раскручивать бизнес в интернете. Одна из фишек – дистанционная работа, когда работодатель может и не подозревать, что его работник незрячий. Даже когда позже он узнает о проблемах со зрением, уже может быть достигнут определенный результат. То есть большого греха здесь даже нет. Потому что сначала предприниматели негативно относятся к приему незрячего на работу.

Нынешние незрячие с развитием компьютерных технологий, звуковых программ, помогающих работать в интернете, получили большие возможности в самореализации, некоторые благодаря виртуальной сети находят работу в Америке или Европе. Но их профессиональные достижения достигаются несмотря на самые разные препятствия, а, опять же, не при поддержке власти. То есть, человек с недостатками зрения не надеется на государство и не ждет, пока выйдет новая поправка к закону об индивидуальных средствах реабилитации, где будут прописаны компьютеры или мобилки с адаптированным программным обеспечением и GPS-навигаторами.

Как вести себя зрячим с незрячими

Что же такое понимание общества? (Власть, как видим, пока берем в скобки). Самая большая внутренняя проблема для зрячего – слепых, как и других людей с инвалидностью, просто принимать за равных. Помощь нужно предлагать, а не навязывать: "Я могу вам помочь?" Зато распространена картина, когда незрячего просто хватают и тянут через дорогу, даже не спросив, куда ему нужно. Как советует тот же Евгений Свет, "не хватайте человека за руку и ни в коем случае не отбирайте тростник, пусть незрячий возьмет вас чуть выше локтя, а вы подсказывайте: "Левее, правее", а не "Сюда-сюда" ". Слепой не поймет, куда это "сюда". Должно быть элементарное понимание, толерантность, культура.

Общество должно быть информировано, а этого нет. Да, здоровые люди участливы к слепым, но не надо жалеть, нужно понимать.

Слепота (Фото: pexels)

"Недоступная Украина стремится в Европейский союз"

Слепые украинцы вынуждены выживать на пенсию, а более активные борются за право работать в фирмах и серьезных компаниях переводчиками, юристами на равных правах со видящими специалистами. Люди с недостатками зрения реализуют свои амбиции, работая массажистами, юристами, учителями, а также в интернет-бизнесе, они объединяются в общественные организации, чтобы бороться за свои права.
Тем временем власти отчитываются о значительных успехах в обустройстве безбарьерной среды для незрячих на улицах, учреждениях и в городском транспорте. Они хвалятся светофорами со звуковыми устройствами, вокзалами со службами сопровождения незрячих пассажиров, станциями метро, где появляются рельефные полосы перед краем перрона.
При этом тротуары заполнены машинами, автомобили, нарушая правила, разъезжают по пешеходным дорожкам, ломая слепым белые трости, в конце концов, подвергая их опасности или гибели.
Таким образом, в нашей стране необходимо прежде всего обеспечить равные возможности и права для всех членов общества, а обществу, считающему себя цивилизованным, стараться не ограждать себя от инвалидов, а стремиться услышать, понять и принять.

И напоследок: один из пользователей интернет-форума для незрячих оставил довольно справедливое замечание: "Недоступная Украина стремится в Европейский союз".

1