Подольский мост раздора: сколько миллиардов исчезло за годы строительства в Киеве

Новые уголовные производства из-за Подольско-Воскресенского моста и при чем здесь Кличко
Эксклюзив
Подольский мост раздора: сколько миллиардов исчезло за годы строительства в Киеве
Подольско-Воскресенский мост(Фото: УНИАН)
19 августа 2021, 11:30
читати українською

Многострадальный Подольско-Воскресенский мост можно смело назвать одним из старейших долгостроев столицы. История его возведения старше Независимой Украины, которая постоянно сопровождается скандалами, а в последнее время и уголовными производствами. Когда наконец построят Подольский мост, сколько могли украсть за годы строительства и почему мэр Виталий Кличко заявляет о политическом преследовании разбирался Парламент.UA.

История возведения Подольско-Воскресенского моста

Проект моста, который должен соединить Киевский Подол и жилые районы на левом берегу города, согласовали еще в 1990 году. То есть фактически долгострою Подольскому мосту больше лет, чем Независимой Украине, которая в этом году отметит 30 годовщину. По плану, по мосту также должна была проходить новая Подольско-Воскресенская линия метро. Начать сами работы должны были еще в 1993-м, однако все пошло не по плану с самого начала.

Из-за нехватки средств строительство началось только в конце 2003 году. Возвести мост должны были за пять лет. Однако этот амбициозный прогноз не оправдался. Главный архитектор Георгий Фукс не дождался реализации своего проекта и умер в 2008 году.

А возведение моста совершенно остановилось до 2010 года. Впрочем, после очередного транша финансирования тогда же взялись устанавливать главную арку. Чтобы это сделать использовали уникальный плавучий кран "Захарий LK-600" производства судостроительного завода "Кузница на Рыбацком". Впрочем, и здесь так просто все не прошло. "Захарий" смонтировал четыре из шести сегментов, сломался и упал в воду. После этого строительные работы то восстанавливались, то останавливались из-за нехватки финансирования и бесконечные суды.

Подольско-Воскресенский мост (Фото: КМДА)

К полноценным работ вернулись только в 2017 году. Институт "Киивдоргорпроект" тогда оценил готовность моста на 65%. К 2019 году на строительство моста потратили более 5 млрд гривен, и, как выяснилось, для его завершения потребуется еще около 6 млрд.

Кроме того, сроки завершения работ также постоянно сдвигаются. Столичный мэр Виталий Кличко заявлял, что работы завершат к концу 2020 года. А затем в феврале этого года заявил, что мост откроют к лету. Вместо этого срок сдачи моста перенесли на конец 2021 года.

Заместитель Кличко Николай Поворозник отметил, до конца года запустят автомобильное сообщение переправой и начнут активное строительство линии метро на Троещину. А сам столичный глава пообещал уволить своего профильного заместителя по вопросам транспорта Александра Густелева, если до конца этого года по мосту не поедут авто.

Я говорил с профильным замом - это Александр Александрович Густелев. Это не шутки - это четкая ответственность. И человек должен контролировать, чтобы ни в коем случае потом не находили причины, почему мы не можем вовремя. Поэтому это ответственность профильного зама, - отметил Кличко.

Хищение на постройке Подольского моста

В прошлом году правоохранители сообщили об открытом уголовном производстве по подозрению в хищении бюджетных средств при строительстве Подольского моста. По версии следствия, должностные лица распорядителя бюджетных средств, генподрядчика и еще двух предприятий завышали объемы и стоимость работ. Поэтому сумма нанесенного ущерба может достигать 80 млн гривен. В рамках производства тогда правоохранители провели 17 обысков.

В этом году обыски продолжились, однако уже по другим производствами. В мае "трясли" частное предприятие, которое осуществляло строительные работы на мосту, по подозрению в уклонении от уплаты налогов на сумму 9 млн грн.

На днях же прошла новая громкая волна обысков в деле строительства Подольского моста. В частности, в помещениях Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, КП "Дирекция по строительству дорожно-транспортных сооружений г. Киеве ", ГП "Укргосстройэкспертиза", у генерального подрядчика, а также в подрядных организациях.

Из-за нарушения при возведении моста в 2017 году бюджету Киева нанесли ущерб на сумму более 4,5 млн грн.

В свою же очередь столичный мэр Виталий Кличко заявил, что массовые обыски на коммунальных предприятиях - политически мотивированные и являются давлением на местные власти.

Массовые обыски, парализующие работу коммунальных предприятий и структурных подразделений городской власти, и которые продолжаются уже несколько месяцев, являются системным давлением. Политически мотивированным давлением на власть Киева. Эти действия направлены на дискредитацию столичной власти и меня лично. И на создание препятствий для воплощения важных для города и киевлян проектов. И делается это с одной целью - опорочить мою репутацию. И создать основу, чтобы, вопреки Конституции, назначить главой КГГА залетного ставленника, а не того, кого избрали киевляне, - отметил Виталий Кличко.

Массовые обыски на коммунальных предприятиях

До этого прокатилась еще одна волна массовых обысков в Киевской мэрии и коммунальных предприятиях в мае этого года. По разным производствами правоохранители "трясли" в частности "Киевский институт земельных отношений", департаменты градостроительства и архитектуры, земельных ресурсов, социальной политики КГГА, а также "Киевзеленстрой", "Спецжилфонд", "Киевгорсвет" , "Киевавтодор" , " Киевский Метрополитен" и еще ряд коммунальных предприятий. В результате вручили 10 подозрений.

Обыскивали тогда даже дом, где живет мэр Виталий Кличко , правда, не его квартиру.

(Фото: Киевская городская прокуратура)

Не остановились правоохранители и в этом месяце после обысков по делу Подольского моста. На следующий день пришли проводить следственные действия в "Жилинвестбуд-УКБ" из-за вероятного разворовывания средств на ремонте детских садов, а также в КП "Киевкоммунсервис" по подозрению в организации преступных схем на вывозе мусора.

Читайте также

Чем завершатся производства по Подольскому мосту

Как отметил в комментарии Парламент.UA политический эксперт и политтехнолог, основатель центра "Эйдос" Виктор Таран, перипетии вокруг моста продолжаются уже не первый год, правоохранители возбудили ряд уголовных дел. Однако все они как будто зависли в воздухе.

После двух лет процессуальных действий мы не имеем главного: передачи дела прокуратурой в суд и приговора. Пока этого не произойдет Кличко может заявлять, что это политическое преследование и в этом будет определенная логика, поскольку за два года уже должны были что-то найти.

Поэтому прокуратура и Офис президента оказались в очень сложной ситуации, они пытаются ускорить дело, искать новые документы, чтобы довести дело до приговора. Они не понимают, что чем больше они держат это дело в подвешенном состоянии, тем больше оно будет бумерангом бить по Офису президента, в то время, как ранее оно било по рейтингу Кличко, - отметил эксперт.

При этом эксперт отметил, что конфликт между Кличко, центральной властью и президентом Зеленским частности, возник еще год назад.

Искать ответ надо в тезисе президента в июне во время первой годовщины своей инаугурации: "Мэры городов не могут быть в оппозиции к президенту ". То есть Зеленский не воспринимает любую критику, оппозицию со стороны мэров. В то же время во всем мире местное самоуправление - это отдельная ветвь власти и именно мэры городов часто бросают вызов центральным уровням, к тому же зачастую достаточно успешный, - пояснил Виктор Таран.

1