Полицейский произвол: служить и защищать, или бить и насиловать

Одной из основных причин произвола называют "общее отношение полиции к гражданам, как к бесправной массе"
Эксклюзив
Полицейский произвол: служить и защищать, или бить и насиловать
задержание

В Украине явление полицейского произвола является достаточно распространенным. Случаи угроз, избиения и даже изнасилования граждан силовиками трудно назвать редкостью в украинских реалиях. Также регулярно можно услышать о попытках подбросить доказательства или давить на человека, чтобы "выбить признание ". Часто действия правоохранителей вызывают возмущение общества, однако далеко не всегда влекут за собой реальное наказание.

Как вызов полиции может обернуться против человека

Не редкость ситуации, когда люди становятся жертвами полицейского произвола прямо в райотделах. Так, в конце мая 2018 года силовики задержали Кристину Антонову, которая сама вызвала "скорую" и полицию после того, как обнаружила в парке трех молодых людей, которые отравились суррогатным алкоголем. Один из них завил полицейским, что у него пропал мобильный телефон и другие личные вещи и что якобы девушка может быть причастна к краже. Патрульные задержали девушку и доставили ее в Святошинский райотдел.

Уже там у девушки начались "приключения". Сначала к задержанной вызвали дежурного по столице бесплатного адвоката Валерия Лавренова, однако его к ней не допустили, сказав, что ее нет в райотделе. Адвокат прождав несколько часов так и не смог ни дозвониться до следователя, ни выяснить где именно держат его подзащитную. Таким образом, девушку лишили возможности воспользоваться услугами адвоката-защитника.

Между тем задержанную без адвоката допрашивали с применением психологического насилия и требовали написать "явку с повинной" по разбою. В частности, Кристина утверждает, что ей угрожали "пустить по кругу". По ее словам аналогичные угрозы озвучивали минимум двое сотрудников МВД.

Фото: Facebook Олег Веремеенко

Согласно заявлению самой задержанной, в райотделе ей подбросили, упаковку каких-то таблеток. Как утверждает адвокат Дмитрий Мазурок, медикаменты не принадлежали задержанной, что потверждается материалами дела. В частности, эти таблетки не изымались на месте происшествия, а появились в ее сумочке уже в райотделе.

Антонова также заявляет, что когда ее привезли в Святошинский суд для избрания меры пресечения, там ее уже ждал адвокат, который представился как Сергей Остапенко. Как выяснилось позже, уже после начала судебного заседания приехал настоящий очередной бесплатный адвокат Олег Юрченко - но Остапенко убедил задержанную отказаться от его услуг.

Стоит заметить, что адвокат Остапенко не подал ни одной жалобы в ГБР на неправомерное задержание и подбрасывание вещественных доказательств и не инициировал уголовное производство за нарушение права на защиту при задержании.

В результате суд первой инстанции вынес девушке обвинительный приговор и приговорил ее к 8 годам лишения свободы за разбой. Сейчас приговор обжалуется в апелляционном суде.

Обыск и задержание без адвоката

Недавно в Киеве правоохранители провели обыск в квартире волонтеров и музыкантов Леси Рой и Сергея Бутко. После обыска их задержали и привезли в райотдел полиции.

Рой рассказала "Парламент.UA ", что силовики ворвались в помещение без объяснения причины обыска. Все время Бутко держали в коридоре в наручниках.

Фото: Леся Рой

Волонтер отметила, что в начале обыска правоохранители не позволили позвонить адвокату, даже более, не зачитали права, а в течение всего обыска на них оказывалось психологическое прессинг.

Подробнее о задержании Сергея Бутко читайте в материале Парламент.UA: Новое дело против волонтеров: Леся Рой рассказала подробности задержания

Избиение и изнасилование полицейскими

Стоит также упомянуть события в городке Кагарлык Киевской области. 25 мая стало известно, что внутренняя безопасность Нацполиции задержала двух полицейских Кагарлицкого отдела полиции. Служащих задержали по подозрению в изнасиловании, пытках и избиении 26-летней женщины, которую вызвали в полицию как свидетеля. Следующего дня полицейских взяли под стражу.

2 июля было выдвинуто подозрение еще двум стражам порядка. После начала досудебного расследования начали поступать сообщения о фактах пыток, которые происходили в Кагарлицком отделении полиции.

Сейчас по делу пятеро подозреваемых: двое полицейских находятся под стражей - Николай Кузив и Сергей Сулима, трое под круглосуточным домашним арестом - Сергей Панасенко, Евгений Трофименко, Ярослав Левандюк. Последнего отпустили под домашний арест 27 октября. Сейчас расследование дела завершили и передали в суд.

Всего в деле три эпизода: изнасилование и пытки в мае и январе 2020-го года. Непосредственно майское изнасилование инкриминируют Николаю Кузиву и Сергею Сулиме. Ярославу Левандюку и Евгению Трофименко - майское пытки, а также всем четырем - пытки в январе этого года. Сергею Панасенко инкриминируют непринятия соответствующих мер после получения информации о преступлении.

Фото: Википедия

Весь личный состав Кагарлицкого отдела полиции был выведен за штат для дальнейшей аттестации. По результатам первого этапа служебного расследования в Кагарлицком отделении полиции уволены 10 сотрудников.

Кроме того, летом 2013 года Украина всколыхнула история об изнасиловании и попытке убийства Ирины Крашковой в городке Врадиевка Николаевской области. К преступлению были причастны двое милиционеров Евгений Дрыжак и Дмитрий Полищук и таксист Сергей Рябиненко.

Сначала правоохранительные органы отказались брать под стражу одного из подозреваемых. Это привело к массовым протестам. Жители Врадиевки штурмовали отделение милиции, били окна. Впоследствии, требуя справедливости, жители села пешком шли в Киев. Акция стала общегосударственной и переросла в протест против произвола правоохранителей.

Фото: УНИАН

В результате голову райотдела Врадиевки уволили. Так же как и главу областной милиции и прокурора Врадиевского района. В ходе расследования выяснилось, что подозреваемые в изнасиловании милиционеры также причастны к ряду должностных преступлений. В конце концов двое милиционеров получили по 15 лет тюрьмы, таксист - 11. Также до пяти лет посадили заместителя начальника райотдел милиции, майора Михаила Кудринского, который пытался покрывать преступления.

Бывают случаи, когда силовики во внерабочее время ведут себя так, как законы и нормы поведения их не касаются. К примеру избиение ветерана русско-украинской войны во Львове тремя "правоохранителями". При содействии общественности эта ситуация получила огласку, поэтому "спустить на тормозах" дело не удалось и теперь полицейским объявили о подозрении по статье о "хулиганство" (до 4-х лет лишения свободы).

Психологическое насилие и давление со стороны полицейских

Народный депутат VIII созыва, адвокат потерпевшей в Кагарлыке, член Ассоциации юристов Украины Елена Сотник в комментарии Парламент.UA рассказала, что хоть правдивую официальную статистику найти вероятно невозможно, но в большинстве случаев формат общения и поведения полиции выглядит не менее чем давление с целью психологического воздействия. Особенно, если это сопровождается приводом в полицейский участок или нахождением в нем.

В своем профессиональном сленге полицейские часто употребляют слово "бандит" к любому человеку, который потенциально мог бы быть подозреваемым в совершении правонарушения, то есть с самого начала существует установка и оправдание незаконных действий правоохранителей, потому что якобы они имеют дело с преступниками, и почему то по их логике и не заслуживают соблюдения прав и человечного отношения, - отметила Сотник.

Адвокат напомнила, что Конституцией гарантируется право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность на территории Украины. Поэтому, по словам Сотник, если человека задерживают правоохранительные органы, ей безотлагательно должны сообщить о мотивах ареста или задержания, раз "разъяснить права и предоставить возможность с момента задержания защищать себя лично и пользоваться юридической помощью защитника. Кроме того, в соответствии с законодательством, об аресте или задержании должны немедленно сообщить родственникам задержанного.

Можно ли уберечься от полицейского произвола

Сотник отметила, что законодательством Украины предусмотрены механизмы защиты прав задержанного, которые в частности, гарантируются обязательным присутствием адвоката на задержании.

Однако, отсутствие неотвратимости наказания для правоохранительных органов в случае несоблюдения этих прав, приводит к масштабным нарушениям. Я уже молчу о случаях, когда лицо попадает в участок, ее там удерживают несколько часов, угрожают нарушением уголовного производства и требуют каких-то действий, а потом оказывается, что даже записей о нахождении этого лица в отделении нет, - добавила екснардепка.

По ее словам, в Украине нередки случаи, когда правоохранительные органы незаконно задерживают и удерживают человека без обеспечения права на защиту.

Фото: Flickr

Сотник уточнила, что заведомо незаконные задержания, привод, домашний арест или содержание под стражей, так же как недопущение или непредоставлении своевременно защитника, а также другое грубое нарушение права подозреваемого, обвиняемого на защиту, совершенное следователем, дознавателем, прокурором или судьей - являются уголовно наказуемыми деяниями, а расследовать такие преступления представителей силовых органов имеют следственные Госбюро расследований.

Однако, и здесь внимание, сейчас в реестре судебных решений имеется информация об уголовных производства по статье 374 УК Украины (нарушение права на защиту - ред.), В то же время приговоров мной не было обнаружено. С одной стороны состав таких преступлений сложно доказать, доказательства трудно собрать - кто тебе предоставит доступ к участку, кабинетов и документов, я уже молчу, что ни один полицейский не даст показаний относительно другого полицейского - это замкнутая система, которая себя защищает, - отметила адвокат.

Сотник также выделила основные, по ее мнению, причины полицейского произвола.

Общее отношение полиции к гражданам, как к бесправной массы, невозможность собрать достаточно доказательную базу о нарушениях со стороны потерпевших, отсутствие эффективной системы внутренней безопасности в полиции, неготовность ГБР к эффективному и качественного расследования таких дел и их зависимость, они не самостоятельны, закрытость правоохранительной системы - нету качественной системы фиксации правонарушений сотрудников полиции и доступна пострадавших к независимому источнику информации, например камеры в отделениях, - подчеркнула она.

Что делать, если столкнулись с незаконными действиями полиции

Сотник посоветовала, что если же уже человек оказалась в такой ситуации, когда ее незаконно удерживают в правоохранительных органах, к ней было применено физическое или психологическое давление, ей не было обеспечено защитника:

  • не подписывать протоколы, которые будут давать на подпись или указывать, что с содержанием протокола не согласны, в самом же протоколе зафиксировать, что лицу не было обеспечено право на защиту, а также указывать обо всех противоправные действия;
  • в случае если лицу избирается мера, озвучить в судебном заседании под запись обо всех противоправные действия, которые совершались в отношении нее со стороны правоохранителей;
  • попробовать связаться с близкими, чтобы те нашли адвоката.

Дополнительно экс депутат отметила, что если к человеку правоохранители применяли физическое, а затем отпустили ее, рекомендуем зафиксировать следы избиения на фото или видео и в дальнейшем безотлагательно и обязательно обратиться к медикам для проведения освидетельствования.

1