Полиция в Украине будет фиксировать нарушения прямо на ходу: подробности

Борьба со смертностью на дорогах станет более технологичной
Эксклюзив
Полиция в Украине будет фиксировать нарушения прямо на ходу: подробности

По статистике патрульной полиции, превышение скорости в этом году является второй причиной всех ДТП на дорогах Украины. В то же время самой большой по смертельность.

На днях полиция получила четыре автомобиля для установки комплексов фиксации нарушений в попутном и встречном направлениях "Фантом". Радары, которые установят в эти авто, на ходу отслеживают и фиксируют скорость автомобилей спереди и сзади.

Кроме того, Кабинет министров утвердил новую Государственную программу повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине до 2023 года.

Сколько украинцев погибли в ДТП 2020 года

В Украине по состоянию на 1 декабря с начала года произошло 150 267 ДТП, в результате которых погибли 3 197 человек и 29 320 получили травмы.

В частности, 34 257 ДТП произошло именно из-за превышения безопасной скорости. В результате таких аварий погибли 1 596 человек и 10 471 травмировалась.

Стоит заметить, что в результате 62 тыс. нарушений правил маневрирования погибли 490 и травмировались 6 213 человек.

В комментарии Парламент.UA журналист, основатель проекта "ОстановиЛося" Константин Андриюк заметил, что ситуация с превышением скорости в Украине катастрофическая. Он также добавил, что превышение часто увеличивает последствия аварий, которые произошли по другим причинам.

В Украине очень распространенное ДТП когда на перекрестке водитель, осуществляющий левый поворот не пропускает встречное авто, которое движется прямо. Можно конечно сказать, что водитель поворачивая не убедился в безопасности и нарушил. Однако если бы встречное авто не гнало со значительным превышением скорости, можно было бы избежать ДТП, или по меньшей мере ее последствия не были бы столь катастрофическими для водителей и пассажиров, - отметил Андриюк.

Он добавил, что даже в ДТП с пешеходом, при соблюдении скоростного режима, последствия будут значительно меньше, поскольку человек вероятно выживет.

В то же время он поделился наблюдением, что сейчас власть очень мало делает, чтобы как-то повлиять на ситуацию с превышениями скорости. По мнению журналиста, руководители городов должны заботиться строительством соответствующей инфраструктуры, которая бы ограничивала возможность нарушать скоростной режим.

Он также отметил, что в последнее время, благодаря камерам автоматической фиксации нарушений, а также работе полицейских с устройствами TrueCam, ситуация на трассах постепенно улучшается. Однако в городах, по словам журналиста, ситуация остается плохой, поскольку недостаточно камер и TrueCam.

Уже прошло почти полгода от запуска камер автофиксации в Киеве. Все водители уже изучили где они установлены и сбрасывают скорость в тех местах. Поэтому камеры работают, - заметил Андриюк.

Читайте также

Какая в Украине ответственность за превышение скорости

Заметим, что согласно Правилам дорожного движения, в населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 50 км/ч, если там не установлены знаки с другими ограничениями.

В то же время вне населенных пунктов на всех дорогах и на дорогах, проходящих через населенные пункты действуют такие скоростные ограничения:

  • автобусам (микроавтобусам), которые осуществляют перевозку организованных групп детей, легковым автомобилям с прицепом и мотоциклам - не более 80 км/ч;
  • транспортным средствам, которыми управляют водители со стажем до 2 лет - не более 70 км/ч;
  • грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, и мопедам - не более 60 км/ч;
  • автобусам (за исключением микроавтобусов) - не более 90 км/ч;
  • другим транспортным средствам: на автомобильной дороге, на которой установлен знак "Автомагистраль" - не более 130 км/ч
  • на автомобильной дороге с отдельными проезжими частями, которые отделены друг от друга разделительной полосой - не более 110 км/ч;
  • на других автомобильных дорогах - не более 90 км/ч.

Согласно статье 122 КУоАП, в случае превышение ограничений скорости более чем на 20 километров в час штраф составит 255 грн. Если же превышение более чем на 50 км\ч - 510 грн.

В случае, если превышение повлекло создание аварийной обстановки наказание возрастет до 680 грн или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Что такое автомобили "Фантом", которые получила полиция

Сейчас полиции передали четыре автомобиля Skoda Kodiaq, которые в будущем должны оборудовать системой "Фантом".

Машины обошлись всего в 3,95 млн грн, то есть по 987,5 тыс. грн каждая. На сайте официального дилера стоимость таких авто колеблется от 880 тыс. до более 1,25 млн грн. В следующем году планируют закупить еще 125 авто других моделей, а за три года таких "фантомов" уже должно быть более 300.

"Фантомы" не имеют опознавательных маркировок и единственное, что их может выдать - проблесковые маячки, которые спрятаны под решеткой радиатора и под лобовым стеклом в районе салонного зеркала. Однако полиция будет включать "мигалки" в отдельных случаях, после фиксации нарушения.


Кроме скорости, комплексы могут автоматически проверять автомобили в поисковых реестрах. Система может проверять номерные знаки на предмет двойников и тех, которые по данным Единого государственного реестра МВД, уничтожено, выявлять автомобили, находящиеся в розыске как полиции, так и государственной исполнительной службы.

Основатель "ОстановиЛося" отметил, что опыт стран, которые используют подобные системы, демонстрирует их эффективность. Однако для достижения результата также очень важно, какие изменения будут внесены в законодательство и какие полномочия получат полицейские.

Я не знаю за какие деньги будет покупать наше МВД эти установки ("Фантом" - ред.), Однако по своему опыту, когда мне показывали эти системы в Латвии, полицейские говорили, что одна такая система на автомобиль стоит 50 тыс. евро, - заметил Андриюк.

Кроме того, правоохранители получили 30 дорожных автолабораторий для контроля за соблюдением правил, норм и стандартов содержания автомобильных дорог.

Так, с их помощью смогут проверять такие дорожные условия, как:

  • ровность проезжей части;
  • коэффициент сцепления;
  • уклоны проезжей части;
  • светоотражающую способность дорожной разметки;
  • освещенность и яркость дорожного покрытия и дорожных знаков;
  • соответствие технического состояния дорожных знаков требованиям ГОСТа.

Также эти лаборатории должны выезжать на места ДТП.

Что предполагает правительственная программа повышения безопасности дорожного движения

Государственную программу до 2023 года разработали на основе одобренной Стратегии повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине до 2024 года, которую утвердили еще в конце октября.

Как отметил министр инфраструктуры Владислав Криклий (досье), главная цель - снизить уровень смертности в результате ДТП по сравнению с 2019 годом как минимум на 30% до 2024 года и на 50% к 2030 году.

Читайте также

В частности, Государственная программа безопасности направлена на:

  • снижение уровня смертности в результате ДТП и степени тяжести их последствий для участников дорожного движения;
  • уменьшение социально-экономических потерь от дорожно-транспортного травматизма;
  • повышение уровня соблюдения правил дорожного движения его участниками.

На реализацию программы в следующем году предусмотрено 2,4 млрд грн. За эти деньги планируют:

  • построить новые развязки кольцевого типа и освещенные пешеходные переходы со светофорами по требованию;
  • устроить новые демпфирующие системы, комплексы "Взвешивание в движении" для автоматического габаритно-весового контроля и площадки для остановки и взвешивания;
  • расширить систему автофотовидеофиксации, установив еще 125 камер;
  • приобрести "фантомы" и спецавтомобили для проверки полицией состояния улично-дорожной сети и техсостояния транспортных средств.

Как разрешить ситуацию с превышением скорости

Ранее планы безопасности дорожного движения возлагали ответственность на водителей и пешеходов. Тогда внимание сосредоточивали на обучении участников дорожного движения и соблюдении правил. Однако это не решает проблему безопасности дорожного движения, потому что люди ошибаются.

Новый подход к безопасности дорожного движения под названием "Нулевая смертность", основанный в Швеции в 1997 году. Также в Австралии 1998 появился аналогичный "Подход безопасной системы". Эти подходы признают, что люди ошибаются. Его цель уменьшить последствия ошибок путем проектирование более безопасных улиц и дорог. То есть в перспективе ответственность за аварии перенесется с пользователя на проектировщика, строителя и владельца дороги или улицы.

Изменение в мышлении внесло новые нормы проектирования городских дорог. Так большая скорость на городских дорогах стала неприемлемой. Этот подход противостоит общим предложениям строительства полностью обособленных городских скоростных дорог, как средства для решения заторов.

Кроме Швеции и Австралии, избавляются от старой логики и другие страны и города

  • в Париже снизили ограничения скорости в городе до 30 км\ч на большинстве улиц;
  • в Нью-Йорке установили ограничение скорости в 40 км\ч также на большинстве улиц;
  • в Мехико запустили новый кодекс дорожного движения, который фокусируется на снижении скорости и предоставлении приоритета пешеходам, велосипедистам и пользователям общественного транспорта;
  • в Сан-Паулу установили ограничение скорости до не более 40 км\ч на всех городских улицах, за исключением некоторых крупных магистралей.

Хотя многие водители считают, что такие решения затрудняют передвижение автомобилей, однако исследования показывают, что снижение ограничения скорости влияет на среднюю скорость всего на 3-5 процентов.

Также о способах улучшить ситуацию на украинских дорогах читайте в материале Парламент.UA: Смертельные ДТП каждый день: как уменьшить смертность на дорогах

Стоит отметить, что в новых подходах речь идет не о том, чтобы просто разместить новые знаки ограничения скорости, поскольку их соблюдение обычно низкое. Речь идет о планировании безопасного города, то есть изменения в проектировании улиц, увеличение количества пешеходных переходов со светофорами на магистралях, изменение конфигурации перекрестков, сужение полос движения, введение средств успокоения движения, например искусственных дорожных неровностей, островков безопасности и поднятых переходов, обеспечения высококачественных объединенных тротуаров и велосипедных дорожек и установление камер автоматической фиксации нарушений ПДД.

1