Смертельные ДТП каждый день: как уменьшить смертность на дорогах

Украина находится в пятерке лидеров среди европейских стран по смертности вследствие ДТП
Эксклюзив
Смертельные ДТП каждый день: как уменьшить смертность на дорогах

В Украине в результате дорожно-транспортных происшествий погибает больше людей, чем от туберкулеза или ВИЧ. Согласно официальной статистике патрульной полиции, всего от начала года в стране по состоянию на ноябрь случилось 135626 ДТП. В них 2842 человека погибли, еще 26 726 - получили травмы. В прошлом году погибли 3454 человека, травмированы - 32 736.

Среди главных причин серьезных аварий - превышение скорости и выезд на встречную полосу. В то же время низкая смертность и травматичность на дорогах европейских городов свидетельствует о том, что этого можно избежать.

Почему в Европе меньше людей погибают в ДТП

В среднем годовая статистика смертности вследствие ДТП в Европе заметно ниже чем в Украине. По данным исследования, наша страна оказалась среди лидеров рейтинга по уровню смертности от ДТП в Европе на 100 тыс. населения:

  1. Албания - 12,77;
  2. Босния и Герцеговина - 12,28;
  3. Беларусь 10,65;
  4. Украина - 8,87;
  5. Латвия - 8,35.

В то же время самый низкий уровень смертности от ДТП показали:

  1. Швеция - 2,31;
  2. Швейцария - 2,38;
  3. Великобритания - 2,42;
  4. Норвегия - 2,54;
  5. Нидерланды - 2,58.

Читайте также

В 1997 году шведский парламент проголосовал за программу Vision Zero, которая должна свести количество жертв ДТП к нулю. Концепция пересматривает основу отношения к жертвам ДТП. До ее появления считалось, что жертвы на дорогах неизбежны, и только идеальное поведение и персональная ответственность людей может улучшить статистику.

Сторонники Vision Zero считают, что люди ошибаются и будут ошибаться. Поэтому концепция учитывает человеческие ошибки и право на них.

О ситуации на украинских дорогах читайте в интервью Парламент.UA с Константином Андриюком: "ОстановиЛося": наиболее неожиданно - когда люди лезут драться

После Швеции идея Vision Zero распространилась по всему миру и, независимо от масштабов, бюджетов и интенсивности трафика, существенно повлияла на количество жертв в результате ДТП. Сейчас программы, основанные на концепции Vision Zero, существуют в Канаде, Нидерландах, США, Великобритании, Норвегии и Доминиканской Республике. Хотя ни одна страна еще не достигла нулевых показателей, эффективность программы очевидна.

Фото: из открытых источников

Что предусматривает программа Vision Zero

Концепция программы Vision Zero включает много направлений, которые постоянно совершенствуется в соответствии с изменениями в дорожном движении. Основными приоритетами являются повышение безопасности собственно транспортной системы и в частности автомобилей и повышение осведомленности участников движения.

Сейчас правила дорожного движения, которые в том или ином виде работают почти по всему миру, предусматривают ответственность участников движения за почти все проблемы, которые могут возникнуть на дороге. Vision Zero, признавая право людей на ошибки, призывает менять подход к дизайну и строительству транспортной системы так, чтобы исключить ошибки.

Как развивают украинские города читайте в интервью Парламент.UA с Дмитрием Макагоном: Урбанист: трех бюджетов Калифорнии не хватило бы на реализацию генплана Киева

В программе ответственность распределяется так:

  1. Дизайнеры транспортной системы ответственные за дизайн, функциональность и способы использования системы. Это означает, что они ответственны за уровень безопасности внутри системы;
  2. Участники дорожного движения ответственные за соблюдение установленных дизайнерами правил использования транспортной системы;
  3. Если участники дорожного движения не смогли выполнить правила из-за нехватки знаний, понимания или возможности, или если произошло ДТП, дизайнеры системы должны сделать все, чтобы предотвратить повторение этой ситуации.

Какие инструменты предлагает Vision Zero для повышения безопасности

Первым и очевидным мерой безопасности является ограничение скорости передвижения автомобилей на дороге.

Vision Zero предлагает следующие ограничения:

  • 30 км/ч в местах, где возможны столкновения машин с пешеходами, велосипедистами и людьми на мопедах;
  • 50 км/ч в местах, где возможны боковые столкновения машин;
  • 70 км/ч в местах, где возможны фронтальные столкновения машин;
  • 100 км/ч в местах, где невозможны боковые или фронтальные столкновения (только с неподвижными предметами).

Для того чтобы минимизировать количество столкновений автомобилей, разделяются дорожные полосы, например ограничительными столбиками. Так обгон становится доступен только в отдельных местах. Во избежание столкновений в пределах одной полосы используются графические отметки, которые помогают соблюдать дистанцию.

Ограничение скорости рассчитаны именно на те меры безопасности, которые являются обязательными для современных автомобилей, дизайнеры которых часто не слишком задумываются над полноценной безопасностью. Современные авто могут ездить на скорости, которая запрещена на большинстве дорог и при которой даже самые малое столкновение под определенным углом может стать фатальным.

Также сторонники Vision Zero пропагандируют защиту от осознанной небрежности. Даже сейчас некоторые авто не заведутся или будут пронзительно пищать, если ремень водительского кресла не застегнут. В проекте предлагают также ограничивать скорость бортовым компьютером или автопилотом, который откажется "отдать управление" нетрезвому человеку за рулем.

В программе также сказано, что людям постоянно нужны информационные кампании, которые с одной стороны будут напоминать им о последствиях нарушения ПДД, а с другой - объяснять выгоды от соблюдения этих правил.

Также при построении новых транспортных развязок нужна информкампания, что бы помочь водителям разобраться как ею пользоваться. Особенно это важно на междугородных трассах, где новый разворот и возможность исправить ошибку может быть за несколько километров.

Действует ли Vision Zero в Украине

Украина еще не присоединилась к программе Vision Zero. Однако некоторые принципы концепции в целом все же внедряются.

Как рассказал Парламент.UA сотрудник "Института пространственного развития", урбанист Александр Шутюк, в Украине недавно принять обновленные государственные стандарты о средствах успокоения движения, которые "теперь легально можно использовать", а также изменили нормы Государственных строительных норм на более благоприятные для этого.

У нас это до сих пор делается пилотными проэктами. Наверное, потому, что люди, в частности чиновники, еще к этому не привыкли и для них это разрыв шаблона и вообще против всего что они знают, - сказал Шитюк.

При этом он добавил, что в Украине до сих пор учат дорожников, что лучше для безопасности "это широкие автострады, многоуровневые развязку вязки и подземные переходы".

Чтобы это изменить нужны изменения в образовании в первую очередь. Также для повышения безопасности необходимы адекватные и неотвратимые наказания за нарушение ПДД, которые были бы достаточно ощутимыми. Так как сейчас у нас штраф за превышение просто смехотворный, - добавил урбанист.

Сейчас в Украине более-менее приведены к мировым стандартам скоростные ограничения. Но не хватает креативной, а иногда любой, информации о безопасности на дорогах. Большинство информкампаний сосредоточены именно на последствиях ДТП, но совсем нет таких, которые работали как положительные стимулы или как нейтральное информирования или напоминания.

Одной стране пока не удалось привести количество жертв ДТП до нуля и удержать такой показатель, однако, как показывает статистика, Vision Zero - это важный шаг в этом направлении.

1