Битва за мобильность: чем опасны электросамокаты и когда они будут "в законе"

Когда в Украине урегулируют правила использования электросамокатов, и стоит ли ожидать улучшения культуры вождения этих транспортных средств от украинцев
Эксклюзив
Битва за мобильность: чем опасны электросамокаты и когда они будут "в законе"
Электросамокаты (Фото: pexels)
30 августа 2021, 12:01
читати українською

В Украине с каждым месяцем становится все больше электросамокатов. Использование этого вида транспорта в стране не урегулировано, поэтому его водители доставляют много проблем и часто становятся причиной аварий. Ситуацию пытаются исправить Рада, КГГА и Кабмин, но пока это никому не удалось.

Почему электросамокаты стали популярными

Причиной популярности электросамокатов стала пандемия коронавируса. Украина и человечество в целом столкнулись с проблемой безопасного передвижения во время карантина. Персональный электротранспорт оказался отличной альтернативой переполненным автобусам и дорогим такси.

Легкий персональный транспорт - это новая категория транспорта, которая решает ряд очень серьезных проблем. С закрытием общественного транспорта при карантине, люди оценили его удобство и начали массового его покупать, - рассказала координатор ОО "Рада урбанистики Киева" Анна Даниленко.

Электросамокат (Фото: pexels)

Гироскутеры, моноколеса, ховерборд - люди начали разметать из магазинов все, но наибольшей популярностью до сих пор пользуются электросамокаты. Подсчитать количество этих транспортных средств в Украине невозможно. Только в Киеве зарегистрировано более четырех тысяч прокатных самокатов. В КГГА ожидают, что эта цифра к концу года вырастет почти вдвое. По персональным электросамокатам официальную статистику ни одно министерство или ведомство не ведет.

Хаос на дорогах и тротуарах

Жесткий карантин закончился, но самокаты никуда не делись. Они заполонили не только тротуары, но и дороги. Выяснилось, что у этого транспорта есть не только плюсы, но и минусы. Главный из них - культура вождения. Водители самокатов ездят хаотично. Например, сначала едут по тротуару, потом выезжают на пешеходный переход и дальше продолжают движение по проезжей части. В процессе они пугают пешеходов, сбивают с толку водителей и провоцируют ДТП.

Медленный законопроект

Для того чтобы все это прекратилось, использование данного вида транспорта необходимо урегулировать.

Стоит остро вопрос - где ездить? По дорогам или тротуарам. Для этого есть законопроект №3023, который должен назвать этот транспорт транспортом, чтобы в его водителей были не только права, но и обязанности, - продолжает урбанист Анна Даниленко.

С ней согласен заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Константин Усов. Он недоволен тем, что законопроект застрял в Верховной Раде.

Порядок использования электросамокатов должен узаконить парламент. Закон, определяющий их статус, был разработан еще полтора года назад и уже год находится на рассмотрении в комитете между первым и вторым чтением, - пояснил он.

Действительно, еще в сентябре 2020 года в парламенте был принят в первом чтении проект закона №3023. Документ должен вывести пользователей электросамокатов и другого персонального электротранспорта в отдельную категорию участников дорожного движения. Но до сих пор народные избранники не могут прийти к консенсусу. Депутаты, эксперты и общественность не могут договориться по одному вопросу - где должны ездить самокаты? Одни хотят выгнать их на дорогу, другие - позволить остаться на тротуаре.

КГГА против прокатных самокатов

Пока в Раде бьются над законопроектом №3023, в КГГА решили действовать. Киевская власть пришла к выводу, что если взять под контроль все электросамокаты нельзя, то можно ограничить работу хотя бы прокатных устройств. Услуги по их аренды в столице предоставляют сейчас семь компаний - Bolt, Kiwi, Scroll, BikeNow, Zelectra, Vzhooh и Jet.

В итоге КГГА и операторы проката электросамокатов в июле подписали соглашение, согласно которому скорость микромобильних устройств была снижена до 20 км/ч. Транспорт получил персональные номера для идентификации в случае ДТП, а его водители - страховку.

Читайте также

Временное регулирование Кабмина

Новый министр инфраструктуры Александр Кубраков тоже не захотел ждать парламентариев. Рабочая группа при министерстве утвердила временный порядок пользования персональным электротранспортом.

Этот документ дает определение этому транспорта и уточняет обязанности его пользователей. Так электросамокат не должен весить более 20 кг. Все что больше - уже надо регистрировать.

Электросамокат (Фото: pexels)

Правила также запрещают водителям самокатов передвигаться пьяными, ездить против движения автомобилей и перевозить пассажиров. Ездить по тротуарам можно, но у пешеходов приоритет в движении.

Звучит все логично, но в документе нет упоминаний о наказании за нарушение этих правил. А без этого их выполнения остается под вопросом.

Когда персональный транспорт перестанет быть проблемой

Окончательные правила для электросамокатов уже почти готовы. Если народные депутаты наконец договорятся, законопроект №3023 могут принять уже осенью.

Законопроект прошел первое чтение. Он сейчас находится в подкомитете. Документ во втором чтении может быть принят на новой сессии, - рассказала автор, народный депутат Юлия Клименко.

На самом деле позволят самокаты передвигаться по дорогам или тротуарам - не так уж важно. Ведь остается открытым вопрос с инфраструктурой. В идеале персональный электротранспорт должен ездить по велодорожкам, которых катастрофически не хватает.

Если бы была политическая воля, можно было бы через год-два сделать основные маршруты велосипедных магистралей из всех районов Киева к центру. Мы об этом просили мэра, но политической воли особо нет. Поэтому такая инфраструктура не развивается, - пояснила координатор ОО "Рада урбанистики Киева".

Электросамокат (фото: Global Look Press / Christoph Soeder)

Итак, проблема электросамокатов не будет полностью решена до тех пор, пока этого не захотят чиновники, как на государственном, так и на местном уровнях. Кроме того, на строительство специально оборудованных дорожек для электросамокатов нужны средства, которые не запланированы в одном из бюджетов, а значит, как минимум до конца этого года никаких положительных сдвигов для участников дорожного движения ожидать не стоит.

1