Синдром белых легких или "китайская пневмония": стоит ли ожидать новой пандемии

Нардепы проголосовали законопроект "об олигархах" в первом чтении. Станет ли эта инициатива президента Зеленского первым шагом к борьбе с олигархами в Украине или очередным популистским перфомансом разбирались в Парламент.UA.
Суть "закона об олигархах"
Закону об олигархах гарант Владимир Зеленский уделил внимание еще во время пресс-конференции, посвященной второй годовщине своего президентства в конце мая.
Называть их фамилии не буду, не боюсь никого. Считаю что их 13 по итогам и по информации секретаря СНБО.
Главный смысл и философия - мы не хотим убить большой бизнес. Но мы точно убиваем понятие и содержание "олигархическое влияние" в нашей стране. Влияния на СМИ - не будет, влияния на политику - не будет. Влияния на чиновников - не может быть.
Но если это влияние будет, то эти люди получают билет под названием "олигарх". Они появятся в специальном реестре. И тогда этот большой бизнес может потерять большую часть активов, которые у них находятся за рубежом.
Несколько дней назад президентская инициатива наконец попала в парламент и появился её официальный текст. Официально его назвали - законопроектом "О предотвращении угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)".
Согласно ему есть четыре критерия, о которых уже обмолвился Зеленский во время пресс-конференции. Соответственно "настоящий олигарх" должен соответствовать трем из них, чтобы заслужить свое звание официально и попасть в реестр олигархов.
В частности, согласно инициативе, олигарх должен участвовать в политической жизни. То есть должен занимать должность Президента Украины, Председателя Верховной Рады, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады, народного депутата, Премьер-министра, Первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министра, министра, его первого заместителя и заместителя, председателя Службы безопасности Украины и Национального банка, генерального прокурора, руководителей других центральных органов государственной власти и др.
Второй критерий олигарха - значительное влияние на СМИ - является бенефициаром медиа или его контроллером. К тому же в проект закона уточнили, если лицо успело продать свое медиа связанному лицу до момента вступления в силу этого закона, этот признак все равно к нему будет относиться. То же произойдет в случае продажи СМИ человеку с "небезупречной деловой репутацией". А определить как проверять деловую репутацию и заниматься этим процессом должен будет Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания.
Третий критерий - быть владельцем монополии на рынке. Хотя четких критериев определения монополиста на отечественном рынке в инициативе не привели.
И четвертый - владеть подтвержденными активами стоимостью более 1 млн прожиточных минимумов, то есть 2,27 млн гривен.
Определять кто официальный олигарх, а кто нет - будет подконтрольное президенту СНБО. В то же время своим решением СНБО может также признать, что человек перестал быть олигархом, если он перестал подпадать под три из четырех критериев законопроекта.
Примечательным является то, что закон будет действовать только в течение 10 лет после того, как вступит в силу.
В свою очередь министр юстиции Денис Малюська анонсировал в эфире одного из телеканалов, первыми в будущем реестре олигархов могут стать Игорь Коломойский и пятый президент Украины Петр Порошенко.
Закон не писался под отдельного человека. Закон писался под олигархическую систему, и он имеет последствия. Если вы не хотите попасть в реестр - избавьтесь от влияния на политическую жизнь, оставайтесь со своими активами, не подходите к политике, к СМИ, - добавил Малюська.
Читайте также
Может ли инициатива навредить олигархам
Те, кто попал в реестр олигархов должны будут подавать свои электронные декларации в НАПК, как это делают чиновники. А также им запретят делать официальные взносы в поддержку политических партий прямо или через других лиц. Зато о неофициальных взносах партиям или отдельным нардепам в карманы в законопроекте не упоминается.
Впрочем, в проекте закона говорится о том, что политики и чиновники должны будут подавать публичную декларацию о каждом контакте с признанным олигархом из реестра. Впрочем, подробностей об этих особых декларациях в документе нет.
Также олигархам в случае попадания в перечень запретят покупать объекты большой приватизации. И это единственная норма, которая может хоть как-то экономически повлиять на олигархов.
Однако это не слишком сильно сможет "притеснить" олигархов, рассказал в комментарии Парламент.UA политолог, директор Украинского института политики Руслан Бортник.
Он хоть и неприятный для олигархов, но не несет для них никакой угрозы, зато не несет чего-то позитивного государству и не восстанавливает справедливость. В этом законопроекте отсутствуют изменения в антикоррупционное и антимонопольного законодательства, по отмыванию средств, незаконного влияния на государственных деятелей и тому подобное. В нем отсутствуют конкретные нормы, которые могли бы реально усилить ответственность олигархов и уменьшить их влияние на политику и экономические процессы, увеличить от них налоговые отчисления, конфисковать незаконно добытое имущество.
Есть только некий список позора - реестр олигархов от СНБО, который будет формироваться непрозрачным образом и не публично, по сути органом, который на это не уполномочен, это же даже не НАПК или НАБУ. Поэтому этот закон абсолютно безопасен для олигархов, - отметил Руслан Бортник.
В свою очередь бывший генпрокурор Руслан Рябошапка в своем Фейсбуке назвал закон о борьбе с олигархами "бумажным тигром". И отметил, что вместо системных изменений украинцам предлагают очередную имитацию борьбы с "классовыми врагами" - олигархами.
Законопроект является своего рода недозаконом о лоббировании - ведь пытается ограничить и "засветить" контакты чиновников и политиков.
Однако механизм предотвращения и наказания за такой конфликт интересов в законопроект настолько примитивен, что он, конечно, не будет восприниматься серьезно теми, на кого направлен. Суровость закона у нас всегда компенсируется необязательностью или невозможностью его исполнения. Формулировки в законопроект нечеткие и позволят манипулировать законом как президенту, так и потенциальным олигархам. И точку в таких спорах ставить суд.
А какой в Украине суд - все у нас и так знают. Суд у нас может внести в реестр олигархов и президента со всем его офисом и СНБОУ. Поэтому в интересах как президента, так и олигархов все же сделать реальную судебную реформу, а не создавать законодательных франкенштейнов, - заявил Руслан Рябошапка.
А бывший нардеп Леонид Емец считает инициативу президента "смесью безграмотности, правового нигилизма и диктаторских замашек".
Относительно правового нигилизма, то там все прекрасно, начиная с нарушений Конституции, которая четко определяет перечень исключительных полномочий Президента и Парламента и заканчивая нарушением принципа правовой определенности и наличием терминов, определения которых отсутствует в правовом поле.
Короче - первый из «олигархов», который добежит до Европейского суда по правам человека - поставит жирную точку на его применении, - написал Емец в своем Фейсбуке.
Между тем политолог Богдан Петренко в комментарии Парламент.UA отметил, что закон об олигархах - это очередная попытка заигрывать с электоратом, снова создать инфошум и привлечь внимание к себе.
Власть работает по принципу: все, что хорошо - мы за это, все, что плохо - мы против. Олигархи имеют отрицательный рейтинг доверия у граждан, поэтому независимо от содержания закона, власть показывает, что публично борется с олигархами. Кроме того, украинцы привыкли верить в простые решения, приняли закон - значит победили олигархов. Но это так не работает, к сожалению.
Более того, в Украине уже есть все необходимые законы, чтобы бороться с олигархами.
Также добавлю, этот проект закона не столько борется с олигархами, сколько с раздором во фракции "Слуги народа", ведь там очень много групп влияния, приверженных определенным олигархам. Закон же в определенной степени может ограничить контакты депутатов, - пояснил Богдан Петренко.