Конфликтолог объяснил, почему выросло количество подростковых самоубийств

Богдан Петренко

политолог, конфликтолог

Конфликтолог объяснил, почему выросло количество подростковых самоубийств
20 февраля, 14:42
читати українською
Отсутствие живого общения со сверстниками и отстраненность от родителей делают детей уязвимыми

В общем, мы не имеем статистики точного количества самоубийств за последние месяцы, но видим вопиющие случаи, которые происходят. Согласно данным Госстата в Украине фиксируют от 100 до 200 самоубийств детей в год. Однако следует учитывать, что не все самоубийства заканчиваются летально, есть немало неудачных попыток. Можно вычислить, что около 2-4 тысяч несовершеннолетних пытаются покончить жизнь самоубийством. Я думаю, что это огромные цифры.

Почему возросло количество подростковых самоубийств

Впрочем, не могу сказать, что у нас очень высокий уровень смертности от суицида среди детей. Если мы говорим об общем количестве в 6000 самоубийств, из них 100 детей. Но это лишь статистика, а на самом деле потеря детей, которые еще не познали жизнь - это трагедия.

Карантин на самом деле усилил расстояние между детьми и родителями, несмотря на то что физически они наоборот находились рядом. Из-за экономических проблем родители больше уделяли внимания решению финансовых проблем, не понимая, что это приводит к кризисам семейных. Поэтому стоит искать баланс.

На самом деле мы до сих пор до конца не совсем понимаем, к каким последствиям может привести карантин. Мы будем еще долго "выкашливать" психологические последствия ограничений. Мне кажется, что он усилил все то, что происходило раньше. У нас происходит атомизация общества - каждый фактически становится сам за себя, когда количество реального общения снижается. Я даже по детям своих вижу, что они меньше общаются в живую, чем я в их возрасте. Хотя понимаю, что есть соцсети. Впрочем, через соцсети нельзя выразить эмоции или увидеть, что переживает человек, нельзя похлопать по плечу. То есть не дает полноценного общения, дети не имеют возможности поделиться настоящими эмоциями со своими ровесниками.

Почему происходят подростковые самоубийства

Другая проблема существовала и раньше - это то, что расстояние между поколениями увеличилось. Этому есть масса причин: во-первых, то, что у родителей уже нет такого авторитета, дети не обращаются за советом. Потому что опыт родителей, которые родились, например, в 80-х годах не нужен детям, которые родились в нулевых и десятых. У них другой опыт и более того есть возможность получить информацию из других источников. То есть родители уже даже не интеллектуальный авторитет, дети обращаются в Google, и узнают больше, чем родители.

Кроме того, родители перестают общаться с детьми, ведь концентрируются на более материальных целях и считают, что если ты обеспечиваешь ребенка финансово, ты делаешь для него главное. Поэтому нормального общения нет.

А подростки сталкиваются с какими-то проблемами впервые в своей жизни, переживают определенные эмоции впервые и не знают, что с ними делать и как с ними справиться.

Иногда им не так важно, услышать какой-то совет, потому что триста лет эти советы никому не нужны. А когда делимся своими эмоциями, мы их произносим, слышим сами и понимаем, что они не так страшны. В этом еще огромный плюс.

А вместе с тем в нашем обществе есть еще "психологофобия". И несмотря на то, что даже поговорка такая есть, что все болезни от нервов, очень малый процент обращается к специалистам.

Читайте также

Кроме того, уже начал срабатывать эффект Вертера. В свое время Гете написал книгу "Страдания молодого Вертера" и когда она вышла в свет, прокатилась волна суицидов среди тех, кто ее прочитал. Это я к тому, что не обязательно социальные сети стимулируют детей к суициду. Соцсети это лишь один из каналов общения, как раньше, например, люди читали книги, а сейчас приобщаются к соцсетям.

Понятно, что там есть разная информация. Тем не менее, большую роль сыграет не стимуляция из соцсетей, как будто человек себе нормально жил, а потом кончает жизнь самоубийством. На самом деле человек готовится к этому, живет с этой мыслью. В группах смерти регистрируются те, кто уже готов осуществить этот шаг. То есть когда говорят, что там большие манипуляторы сидят, то это неправда. Поэтому дети, которые хотят совершить самоубийство делают его по уже предложенным лекалам. Поэтому все эти падения с высоты - это уже запущенный этот эффект Вертера, эффект домино, едят лекарства - это туда же, потому что появилась информация об этом, даже лекарства назвали. Это ведь тоже играет свою роль, когда проговаривают, как совершают самоубийство. Следует говорить наоборот о том, как предотвратить это, а не просто констатировать факт.

Можно ли забирать у подростков гаджеты, чтобы уберечь их от "групп смерти"

Это зависит от возраста ребенка. Если мы говорим про младшие классы, то это еще возраст, когда дети привязаны к родителям, когда не до конца сформировалось собственное я, когда отсутствует критическое мышление. Тогда такой контроль может быть оправдан, однако он не должен быть тотальным. Ребенку в любом случае нужно давать личное пространство. Потому что если этого не делать, он сам его найдет и вы об этом ничего знать не будете. Может, например, элементарно создать дополнительный аккаунт в соцсетях, о котором вы не будете знать. Создается эффект, когда вы успокоены, все как будто хорошо, но это не так. Более того такой тотальный контроль разрушает диалог между родителями и ребенком и увеличивает разрыв между ними. К тому же если мы говорим о возрасте 12 лет и старше то бесспорно должно быть личное пространство, где родители не имеют власти.

Лучший вариант для родителей зарегистрироваться в тех же соцсетях, что и их ребенок, чтобы хотя бы понимать, что там происходит. Например, считаете что есть проблемы в ТикТоке, зарегистрируйтесь там. Спросите у ребенка, что там интересного есть, на что подписаться. Так у вас кроме всего появится общая тема с ребенком. Также не стоит у ребенка все выспрашивать, если он закрывается, тут надо понимать, что здесь открытость двусторонняя идет. Родители также должны открываться и рассказывать о своей жизни, чтобы ребенок в определенной степени копировал поведение родителей и мог открыться.

Как родителям улучшить отношения с подростками

Чтобы родителям сократить разрыв со своими детьми можно начать общаться больше. Например, обсудить, что произошло на работе, а потом о том, что происходит по телевизору. Как-то осторожно обсудить вопрос о суициде подростков, глотании лекарств, социальных сетях - нащупать почву. То есть узнать, чем живет ребенок. А вообще лучше у самого ребенка расспросить, что он думает об этом. Пусть он откроется и расскажет. Ведь скорее всего ребенок знает об этих случаях самоубийств. Здесь главное разъяснить, что всегда к родителям можно обратиться за помощью. Не акцентировать на самоубийстве как таковом, а на том, что все проблемы можно решить.

И еще важный процесс не перекладывать все на школу. Хотя и происходит взаимный процесс - школа перекладывает все на родителей. Желательно поддерживать хорошие отношения с классным руководителем всегда, чтобы понимать, какие проблемы есть. То есть не воспринимать школу, как своего врага. Ведь в целом и учитель, и родители заинтересованы в одном и том же - чтобы ребенок вырос достойным. Однако, если говорить о последствиях суицида, кому будет больнее? Конечно родителям. Поэтому они должны нести наибольшую ответственность чтобы этого не произошло.


Контекст. За последние несколько недель возросло количество подростковых самоубийств. В частности, в Киеве и области зафиксировали семь случаев, когда подростки прыгали из многоэтажек. Родители некоторых подозревают причастность так называемых "групп смерти ". Кроме того, еще 5 подростков отравились таблетками, одна из них 13-летняя школьница умерла. По словам полицейских, идею отравления таблетками дети переняли из челленджа в ТикТок.

1