"Малая приватизация" - большой мультипликативный эффект для экономики в условиях войны

Алексей Буряченко

"Малая приватизация" - большой мультипликативный эффект для экономики в условиях войны
Приватизация (Фото: ТСН)
5 августа 2022, 16:39
читати українською
Малая приватизация сможет стать одним из драйверов экономического развития, даже во время военного положения

То, что в некоторых медиа и определенные так называемые "эксперты" начали критиковать эту правительственную инициативу, на самом деле нет ничего удивительного. Приватизация государственного имущества это всегда болезненно для тех финансово-промышленных групп, бюрократов и обычных коррупционеров, которые давно считали государственное имущество своим. Из года в год эти "схемщики" только создавали убытки и тянули из государственного бюджета дополнительные субвенции и дотации на свое содержание. А некоторые и вообще пошли значительно дальше, создавая этим ГП искусственные финансово-юридические проблемы перед "подставными" кредиторами и получив аресты на отчуждение имущества этих ГП. Тем самым, фактически блокируя данные объекты для приватизационных аукционов, из-за имеющихся юридических обременений. Одним словом, схем в этой "сладкой" области всегда хватало, как и желающих "пристроиться" к государственному имуществу выкачивая из него доходы, а именно ГП загоняя в убытки, при чем еще и шантажируя государство о возможности закрытия таких предприятий и , как следствие, потери людьми рабочих мест… Но война обнажила и вывела все эти проблемные вопросы "на свет".

Проблема, прежде всего, в менеджменте и форменно-неэффективном администрировании ГП. Государство действительно не может быть эффективным собственником в тотально коррумпированной системе координат, где имущества много, расходы на его содержание огромны, а толку ресниц этого имущества мало. И если с некоторыми действующими ГП вопросы к их менеджменту, в том числе, и к правоохранительным органам, как-то вяло реагирующим на подобные схемы "долговизации", то что делать с тем государственным имуществом, которое просто стоит и не производит никакой добавленной стоимости , окончательного решения еще до конца не последовало. Балансовая стоимость многих подобных объектов движимого и не движимого имущества уже давно приближена к нулю, а средства и ресурсы на их содержание используются регулярно, что в условиях настоящего времени является просто преступлением.

Приведу один пример своего прошлого на государственной службе. По практике во многих государственных учреждениях есть давно уже не ездящие автомобили. Их растащили по запчастям, а стоят они на обычных кирпичах вместо колес. При вопросе, "а почему их не списать, или не продать", ответ очень прост – для аукциона нужна оценка, а оценка стоит дороже тех средств, которые можно получить по продаже данных объектов. Вот и стоят эти "трупы автопрома" на территории ГУ или ДП годами, еще иногда и занимают места в гаражах, или на территории, ведь за их сохранность отвечают определенные чиновники, а значит, как минимум, кузов и мотор должны быть в наличия, чтобы не получить за халатность еще какое-нибудь уголовное дело…

Итак, становится понятным, что проблемные вопросы носят не локальный, а системный и массовый характер и вопросы, в данном конкретном случае, не к местным чиновникам, а к центральному уровню, не обеспечившему комфортные, прозрачные и эффективные процедуры отчуждения такого устаревшего и невостребованного имущества!

Именно на решение этих устаревших проблемных вопросов и настроена сейчас правительственная политика по так называемой "малой приватизации". Почему "малой", спросите вы, потому что акцент в этой политике делается именно на объекты с оценочной стоимостью до 250 млн.грн. Объекты "большой приватизации" и стратегических отраслей промышленности в данную политику во время военного положения не входят. И это абсолютно логично, поскольку получить сейчас большую цену по результатам аукциона все равно не получится, да и государству мощные действующие ГП также необходимы для обеспечения, прежде всего, собственных нужд минимизируя импорт и предоставляя рабочие места собственным гражданам.

Значительным толчком для качественной реализации политики "малой приватизации" является принятие ВРУ правительственного законопроекта №7451, призванного разблокировать приватизацию и превратить заброшенные активы в работающий бизнес. Эти, без преувеличения, исторические изменения в правовом регулировании данного вопроса смогут действительно качественно улучшить законодательную рамку и с одной стороны, государству, избавиться от того, что для него давно уже не является активом, а малому и среднему бизнесу, с другой стороны, приобрести для своего развития дополнительные возможности, которой у них не было раньше! Данную политику в Украине успешно разрабатывает и реализует Фонд Государственного имущества Украины (далее - ФГИУ). И если раньше, я бы никогда даже доброго слова за ФГИУ не сказал, то во времена Президента Украины Владимира Зеленского работа фонда действительно вышла на совершенно качественно иной уровень развития, а больше всего мне импонирует открытость и прозрачность процессов, которые являются уже визитной карточкой фонда и направленность в работе на борьбу с внутренней коррупцией этого сектора и настроенность на создание дополнительных возможностей, прежде всего, для украинского бизнеса. То есть, архаический функционал ФГИУ, как закрытой для глаз обычных людей коррупционной кормушки, успешно превращается в "сервисную службу возможностей" для бизнеса и, да, это, конечно, будет не нравиться определенным финансово-промышленным группам, которые все свои капиталы получили используя государственное имущество и как пиявки-кровососы пристроились и пили кровь из этих коррупционных потоков. Но все, этому пора положить конец и как раз инициатива "малой приватизации" нам в этом очень поможет.

Так, одной из важных норм вышеупомянутого закона стала возможность сохранения всех разрешений и лицензий для новых владельцев единых имущественных комплексов. Это позволит приступить к работе на приобретенном комплексе сразу после приватизации. Сейчас нужно получать все разрешительные документы снова. Положительных изменений, на самом деле, гораздо больше, но я в этой статье не хочу основательно на них останавливаться, о них можно прочитать и самом законе №7451 (гул вам в помощь) , а сконцентрировать ваше внимание я хочу на критике, которая звучит, в основном , от "проплаченных" лоббистов финансово-промышленных групп, всегда только наживавшихся на государстве, или, просто, не компетентных "экспертов", которых называют "полезными идиотами". Ведь это влияет на общественное мнение, в том числе, будущих инвесторов, а это уже чрезвычайно важно!

Те отечественные инвесторы из малого и среднего бизнеса, которые примут участие в этих "малых аукционах" - это и есть настоящие патриоты Украины и крепкой составляющей фундамента нашей государственности! Ведь инвестировать средства в воюющей стране – это настоящий подвиг! Такие инвестиции – это рост ВВП, рабочие места, минимизация зависимости от импорта, укрепление гривны и много важных для экономики страны вещей! А крепкая экономика Украины – это фундамент и залог нашей победы над агрессором. А те, кто говорят, что такая приватизация сейчас не ко времени, просто тотально не компетентны, ведь, во-первых, вряд ли они знают, что данная политика не касается крупных объектов, объектов критической инфраструктуры и объектов стратегических отраслей. промышленности, а во-вторых, в данном случае дело больше не в средствах полученных от приватизации, хотя это тоже важно, а в создании дополнительных возможностей для бизнеса, в том числе релаксированного! Во время военного положения рассчитывать, что завтра или после войны фактически убыточное государственное имущество будет стоить больше, чем сейчас, было бы очень наивно… А вот сможет ли это принести пользу ПРЯМО СЕЙЧАС через мультипликативный эффект – конечно да! Ведь, используя уже давно не нужные государству ресурсы для развития частного бизнеса, мы получаем ключевое – инвестиции, а значит и добавленную стоимость, и перерабатывающие возможности, и, конечно, рабочие места!

Война вносит свои коррективы, и это понятно. Из запланированных доходов от приватизации на 2022 год мы получили только примерно 4% (300 тыс.грн. с 8 млрд.грн.). Данные красноречивые цифры говорят нам о вынужденной необходимости адаптировать политику ФГИУ во время и смену приоритетов. Ведь, мы прекрасно понимаем, что так называемая "большая приватизация" во время войны, точно не уместна, а именно по ней рассчитывали получить значительную часть запланированных к войне доходов. Да и ряд объектов уже либо уничтожены, либо находятся на временно-оккупированной территории.

Теперь самое главное, что выводы сделаны, шоковое состояние в прошлом, а приоритеты адаптированы под реальность и акцент именно на помощи бизнеса, в том числе с временно-оккупированных территорий! Да, законодатель, в том числе, не забыл и об интересах государства, ведь, в данном законе предусмотрел возможность осуществления по результатам аукциона купли-продажи наперед, чтобы застраховаться от возможных манипуляций с торгами и гарантированно получить средства и это также дополнительное свидетельство желание ФГИУ отойти раз и всегда от не прозрачных схем и коррупционных влияний.

И в заключение, хочу призвать представителей ФГИУ, более активно работать в рамках политики "малой приватизации" с органами местного самоуправления. Ведь, именно они, знают, где у них есть дополнительные возможности для привлечения бизнеса, именно они могут активно искать инвесторов среди местного бизнеса, а затем, как следствие, создавать дополнительную смежную бизнес-инфраструктуру, для бывших государственных объектов, которые подпадут под программу "малой приватизации". Синергия государственного сектора, ОМС и бизнеса, в такие не простые для Украины времена, будут ежедневно приближать нашу общую победу, а это сейчас самое главное!

PS Также необходимо отметить, что политика "малой приватизации" может быть, также, чрезвычайно интересна инвесторам в контексте введения дополнительных налогов на импорт, а, следовательно, продукция собственного производства автоматически станет более конкурентной на внутреннем рынке. А снятие Европейским Союзом всех пошлин и квот на отечественную продукцию, дополнительно побуждает заходить на "богатые" внешние рынки ЕС и выигрывать конкуренцию даже на "их поле" за счет уменьшенной налоговой нагрузки, относительно не дорогой, рабочей силы, а следовательно , низкой себестоимости

Конечно, самым главным фактором в настоящее время является безопасность, но статистика релокации и общей бизнес-активности свидетельствует о том, что бизнес уже адаптировался к текущим условиям и постепенно набирает производственные и промышленные обороты в относительно спокойных регионах центральной и западной Украины. Сможет ли инициатива "малой приватизации" создать из Украины сверхмощный промышленный и перерабатывающий бизнес-хаб Европы, в условиях войны, думаю что нет, но такая политика, точно, поддержит украинский бизнес и дополнительно его побуждает к переходу от часто сырьевой направленности, на переработку, создание большей добавленной стоимости, а значит, и мультипликативного эффекта, а это уже, я убежден, очень не мало.

1