Крутое пике авиастроения россии: дальнемагистральный лайнер CR929 "не взлетит"

Алексей Буряченко

Крутое пике авиастроения россии: дальнемагистральный лайнер CR929 "не взлетит"
1 августа 2022, 13:01
читати українською
Как действуют санкции на страну-агрессора

Сфера российского самолетостроения, после введения санкций против России из-за полномасштабного вторжения в Украину, 24 февраля, испытывает немалые проблемы. В частности, масштабный проект по созданию широкофюзеляжного российского пассажирского самолета – накрывается. Отмечу, что это первый из времен СССР проект по строительству широкофюзеляжного пассажирского самолета. Что же произошло? Ничего нового – просто санкции. Теперь к теме. Россия продолжает тешить себя иллюзиями в отношении Китая, который, по ее мнению, поможет ей во всех ее несчастьях, выпавших сейчас на ее судьбу. Но Китай – это, прежде всего, экономические интересы Китая.

Вот и сейчас, самый большой (если не единственный) совместный технологический российско-китайский проект создания пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929-600 близок к закрытию, как замечает South China Morning Post.

Для информации: старт проекта был дан во время визита путина в Пекин в 2014 г., его участниками стали Шанхайская корпорация коммерческих самолетов (СОМАС) и российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). В 2016 году макет нового лайнера на 280 посадочных мест, который должен составить конкуренцию самолетам Airbus A330 и Boeing 777, был показан на выставке. И как было анонсировано в 2023 году, лайнер должен был совершить первый полет.

Но в России, как всегда, "не все произошло как желалось". Итак, Китай попросил Россию на выход из проекта. Причинами такого решения китайской стороны, как подчеркивается, стало быстрое повышение компетенции китайских специалистов и западные санкции, наложенные на Россию, ограничивающие возможности достижения желаемого уровня качества нового самолета. То есть Китай упорно отказывается использовать российские технологии при создании лайнера известного как CR-929 и приглашает западных производителей. Россия же недовольна тем, что Китай хочет пригласить западные компании принять участие в проекте стоимостью $50 млрд. производителей. В свою очередь российская сторона, - "расценивает решение Пекина использовать западные компоненты как демонстрацию белого флага Запада на фоне глобальных санкций после вторжения России в Украину".

Замечу, когда в сентябре 2021 года Китай сообщил о начале строительства первого лайнера CR-929, уже тогда специалисты замечали, что проектируемый самолет не сможет стать привлекательным на глобальном рынке, поскольку технический уровень многих систем сильно отставал от современных стандартов. В этой ситуации СОМАС предложил использовать ходовую часть, которую производит немецкая и американская компания, но ОАК настаивала на российских конструкциях, несмотря на их сомнительную историю с точки зрения безопасности.

Кроме того, введение западных санкций против России сделало невозможным использование американских или европейских двигателей на новом самолете. Поскольку российский двигатель находится на ранней стадии проектирования, это означало замораживание проекта еще на полтора-два года. Китай хотел привлечь Rolls-Royce и General Electric к разработке двигателя. Но российская сторона категорически воспротивилась, поскольку сама надеялась принять участие в этой части проекта. Также, как отмечают китайские источники, россия со своей стороны отстает от плана работы над проектом из-за отсутствия финансирования.

Относительно этого китайско-российского проекта незадолго до отставки было заявление вице-премьера РФ Юрия Борисова на всероссийском форуме "Инженеры будущего":

Мы работаем с Китаем над этим проектом, который, в принципе, идет не в том направлении, которое нас устраивает. Китай становится промышленным гигантом и все меньше интересуется нашими услугами". Вообще это логично, когда экономика россии имеет "риски примитивизации и технологической деградации экономики" на чем даже замечает Счетная палата России, то понятно, что ты становишься менее интересным промышленным гигантам.

Кроме того, у партнеров проекта возникли еще и финансовые разногласия. СОМАС предложила непропорциональное распределение доходов, как отмечает российская сторона, оставляя себе 100% доходов от продаж на китайском рынке, отдавая российской компании 70% доходов от международных продаж. Поскольку ОАК понимала, что основные продажи будут на китайском рынке, а это более 3000 самолетов, а международное направление проекта еще пока неясно, расценила такое предложение недопустимым. Хотя, учитывая, реноме россии, без пяти минут как государства, которое спонсирует терроризм, то предложение Китая еще очень приемлемо.

Вывод напрашивается один: еще один важный для России проект CR929, задуманный как конкурент Boeing и Airbus – пошел в очередное российское пике. Отмечу, компания Boeing исключил Россию из покупателей своих самолетов в ближайшие 20 лет. До войны компания собиралась передать России около 1500 самолетов. Теперь корпорация представила карту поставок на 2022-2041 годы, где в Россию и Центральную Азию – поставки не планируется. Итак, ничего удивительного если Китай действительно захочет сменить российскую ОАК на западные компании в проекте CR-929.

Кстати, сейчас СМИ распространяется информация, что китайский проект "Большой шелковый путь" на территории России замораживается, а это инфраструктурный проект, который связывает Китай с европейским рынком и позволяет проникнуть на рынки транзитных стран. Ну что ж, хоть Кремль пытается убеждать себя, что великий китайский друг заменит ушедших западных врагов, но, как мы видим, ничего подобного не происходит. Россия, идущая стремительно ко дну, Китай не интересует. Благотворительностью Китай не занимается, никакой дружбы по идеологическим мотивам в списке китайских добродетелей никогда не было, да и какая идеология у России?

1