Прошел год с коронавирусом, но выводов не сделали: почему Украину ждет новый локдаун

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что в Украине началась третья волна Covid-19
Эксклюзив
Прошел год с коронавирусом, но выводов не сделали: почему Украину ждет новый локдаун
Больной на ИВЛ (Фото: Dostawca: PAP/EPA.)

3 марта исполнился год с момента, когда в Украине зафиксировали первый случай коронавируса. За это время мир пережил несколько волн пандемии, разработал вакцины и активно прививается, чтобы вернуться к нормальной жизни и понемногу восстанавливать экономику. Между тем в Украине фиксируют стремительный рост больных, в том числе тяжелых больных, а вакцинация откровенно провалена по ряду причин. Что же сейчас происходит в "красных" регионах, почему врачи заявляют о коллапсе медсистемы и удастся ли Украине избавиться от коронавируса.

Что происходит с коронавирусом в западных областях

Сейчас, как и в начале пандемии, от коронавируса больше всего страдают западные области Украины - Черновицкая, Ивано-Франковская, Закарпатская. Первые две находятся в "красной" зоне из-за стремительного распространения болезни и высокого процента госпитализации. Здесь перепрофилированы под ковидные большинство больниц и госпиталей, однако мест катастрофически не хватает. В Ивано-Франковске развернули даже мобильный госпиталь , однако пока его мощности еще не используют. На дорогах области обустроили карантинные блок-посты.

Сложная ситуация также в "красной " Житомирской и Винницкой областях. На "оранжевой" Винниччине уже переведены на дистанционку школы и введен ряд транспортных ограничений. Трацийно высока и заболеваемость в Киеве и Киевской области.

Во всех перечисленных областях количество госпитализаций и новых случаев в разы превышает количество выздоровевших и тех, кого выписали из больницы, а следовательно, нагрузка на медсистему растет. Кое-где врачи говорят, что если тенденция сохранится, то придется заниматься медицинской сортировкой, как было прошлой весной в Италии или Испании - людей, чьи шансы выжить были небольшими, просто отправляли домой, не принимая в медучреждения, чтобы дать шанс тем, кто моложе и может вылечиться.

Как изменилась клиническая картина коронавируса

Одной из причин роста количества больных, тяжелых случаев и смертности очевидно являются мутации вируса и появление новых, более агрессивных штаммов. Во-первых, болезнь ощутимо "помолодела": если до зимы болели преимущественно пожилые люди с кучей сопутствующих болезней, а умирали в основном от сочетания коронавируса и диабета, болезней почек или онкологии, то сейчас большинство больных - люди трудоспособного возраста, чаще всего 30-50 лет. В этом же возрастном сегменте наблюдается довольно высокий процент летальности, часто умирают люди в возрасте чуть за 30, часто без каких-либо сопутствующих болезней.

Также врачи заметили, что очень тяжело болеют спортсмены или просто люди, которые усиленно тренируются и развитые физически, поэтому врачи склоняются к мнению, что крайне сильный иммунитет в организме при коронавирусе так же плох, как и крайне слабый.

Изменений в продолжительности инкубационного периода врачи не отмечают, а вот сама болезнь развивается более стремительно. Если раньше критическими считались 7-10 день, то сейчас это - 5-6 день с начала появления симптомов. Часто наблюдается стремительное ухудшение состояния больного - человеку становится совсем плохо за несколько часов.

Медик в защитном костюме у кислородного концентратора, коронавирус (фото: УНИАН)

Медики Закарпатья, кроме этих симптомов, указывают также на то, что у каждого третьего больного в настоящее время наблюдаются тошнота, рвота и кишечные расстройства, чего не было в начале пандемии.

Однако, определить, что же именно произошло с вирусом - то ли он мутировал и мы имеем какой-то новый "украинский" штамм, то ли нам "туристы завезли" британский или южноафриканский штамм, в Украине невозможно. В государстве за год так и не создали ни одной лаборатории, которая могла бы это определить. Анализы пациентов из западных областей отправляют в Лондон и ждут ответа по несколько недель. Так сегодня стало известно, что на Ивано-Франковщине подтвердили два случая британского штамма. Какие еще мутации ковида массово укладывают людей на больничные койки пока неизвестно.

Справляется ли медицина с пиковыми нагрузками, почему врачи заявляют о коллапсе

За прошедший год украинцы ежедневно наблюдали, как с экранов телевизоров благотворители везли ИВЛ, на "Большом строительстве" открывали сельские амбулатории, перепрофилировали врачей, подводили кислород, но существенных сдвигов в медицине, к сожалению, не произошло. Потому что основная проблема, как говорят врачи, не в том, чтобы поставить кровать в палате, а чтобы больного на этой кровати имели кем и чем лечить.

Здесь мы не будем вспоминать еще и о проблеме пожаров в больницах, потому что на скорую руку переделанные кислородные кровати в зданиях еще прошлого века с советскими коммуникациями где-то и загорятся рано или поздно, подтверждением чему являются пожары в больницах Львова и Запорожья. Поэтому говоря о работе медиков и здоровье пациентов, отметим, что опасность - это не только коронавирус, но и условия, в которых медики работают, а пациенты лечатся.

Начнем с тех же коек. Украинские больницы, как и в мире в целом, физически не приспособлены к такому количеству тяжелых больных во время пандемии. Иначе говоря, иногда кровать просто некуда поставить, а поскольку в большинстве случаев кровать нужно еще и обеспечить кислородом, то проблема "умножается на два". Особенно остро она стоит сейчас в областных центрах - Ивано-Франковске, где люди лежат в коридорах, и Черновцах. Из Франковска больных возят аж во Львов и это несмотря на то, что хоть небольшой, но резерв в городе еще есть. Мэр Марцинкив (досье Руслана Марцинкива) говорит, причина в том, что в перепрофилированных заведениях, так же как и в райбольницах, медики увольняются, услышав о ковидних больных.

Кроме того, на днях медики Ивано-Франковской инфекционки протестовали, потому что кроме огромных нагрузок страдают еще и от безденежья. Врачам не выплачивают обещанные 300% надбавки за работу с ковиднимы больными - в НСЗУ просто не хватает средств.

В Черновцах ситуация аналогичная - больных из города отвозят в ближайшие районные больницы, однако скоро места закончатся и там. Нагрузка на медиков велика. Врачи областной больницы говорят, что на врача на дежурстве приходится 14-17 больных в реанимации, или до 140 (!) больных в инфекционном отделении.

Из-за недостатка медицинского персонала власти края даже позволила родственникам ухаживать ковидних больных в реанимации, так как и места врачей иногда вакантны, а с медсестрами и санитарками просто беда. Эффективность карантина "красной" зоны при таком подходе оценить несложно, когда родственник из ковидной реанимации вечером на маршрутке проедет домой, перед тем зайдя в магазин или аптеку, но о карантине чуть позже.

На Закарпатье медики вообще заявили о коллапсе медсистемы, ведь даже те врачи и медсестры, которые остались работать, также массово болеют и их некем заменить.

Мы на грани фактически ступора, коллапса медицинской системы. У нас нет проблемы развернуть физически кровать, мы должны ее развернуть с медикаментозным, материально-техническим оборудованием, кислородом, и работником. Чтобы было кому прийти и оказать эту помощь, - подытожил ситуацию директор департамента здравоохранения Закарпатской ОГА Анатолий Пшеничный.

Поможет ли карантин преодолеть волну коронавируса, каким должен быть "идеальный" карантин

Поскольку о хоть каком-то эффекте от вакцинации в мире говорить пока рано, единственным методом сдерживания пандемии до сих пор остается карантин. Украинское общество до сих пор спорит, каким именно он должен быть и вообще эффективен ли он. Проблема карантина усугубляется еще и низким уровнем благосостояния населения и отсутствием в большинстве запасов "на черный день", позволяющих полноценно не работать хотя бы несколько месяцев.

Вот и сейчас предприниматели красной зоны ежедневно выходят на пикеты, требуя обеспечения права на труд, особенно учитывая работающий Буковель, который даже не планируют закрывать. Двойные стандарты сегодня, во время отчета о годовщине работы правительства, подтвердил и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль ( досье Дениса Шмыгаль).

В "Буковеле", сегодня, как курорт, там есть много предпринимателей и юридических лиц, большинство из них, еще даже до введения красной зоны, вышли с инициативой закрыть часть ресторанов, кафе, гостиниц. И на сегодняшний день большинство из этих предпринимателей на этом курорте не работает, - считает Шмыгаль. - "Буковель" - это не одно юридическое лицо, с ним нельзя провести переговоры и сказать: "Закройте", и ограничить их работу. На сегодня, с введением красной зоны, все предприниматели работают с соблюдением ограничений, применяемых в красной карантинной зоне. Вот такой официальный ответ.

О том, что же реально сейчас происходит на "Буковеле " сняли сюжет журналисты "Суспильного".

Мэры, как обычно, соглашаются с протестующими и пишут письма-обращения "наверх", перекладывая с себя ответственность и надеясь, что наверху скажут "нельзя" вместо них. Потому что с одной стороны, никакой логики в выборочных ограничения нет, а с другой, позволить все - автоматически "похоронить" и без того едва живую медсистему. О неэффективности выборочного карантина говорят и врачи.

Я за карантин, но не выборочный. Потому что когда школа закрыта, а Буковель работает эффективность его нулевая, - утверждает черновицкая инфекционистка Ольга Кобевко в интервью телеканалу "Черновицкий проминь".

Карантин выходного дня был более эффективен, чем январский локдаун. Ведь тогда хоть на выходные, но закрывалось все, а в будни люди ходили постоянными маршрутами - дом - работа-магазин, так и болели меньше. А на выходные все начинали гулять и перемешиваться, если можно так сказать, - рассказал черновицкий врач-реаниматолог Андрей Аносов в разговоре с "Шпальтой". - А январский локдаун надо было начинать еще в декабре, а в январе работать. Потому что люди собирались компаниями по домам весь месяц, ездили "в горы на лыжи" и это дало толчок к нынешней ситуации.

Кроме того, врачи отмечают, что за год Минздрав так и не отработал логистику пациента. Семейные врачи и в дальнейшем лечат больных по 2-3 недели телефоном, отсюда и берется часть сложных случаев. Люди сами ходят сдавать тесты, делать рентген или КТ в поликлиники, где нет специальных помещений для ковидних больных, в аптеку за лекарствами и в магазины, а некоторые даже и на работу. Не всем больным дают направление на тесты, а некоторые, зная о диагнозе контактных лиц и сами не идут его сдавать, занимаются самолечением, откуда еще большая часть тяжелых случаев. Поэтому официальная статистика имеет мало общего с реальной картиной пандемии в Украине и "красных" зон при правильном подсчете в государстве точно стало бы больше.

Очевидно и то, что в Украине за год так и не построили эффективной системы контроля за соблюдением карантинных ограничений и адекватных наказаний за нарушения. Официально введены достаточно высокие штрафы, но чаще всего все заканчивается на этапе составления полицией протокола. Поэтому большинство из нас хоть раз, да нарушило карантинные требования, чувствуя собственную безнаказанность.

Почему провалилась кампания по вакцинации и можно ли спасти ситуацию

Казалось бы, если украинцы так не хотят карантина, они должны были бы строиться в очередь за вакциной, но этого тоже не произошло. От прививок отказываются не только далекие от медицины сельские бабушки, но и медики ведущих больниц страны, мотивируя отказ недоверием к власти и вакцине, которую та завезла.

Устные согласия на вакцинацию с нас начали собирать еще в январе, обещая китайскую вакцину. Потом вдруг прошел слух, что нам завезут Pfizer. В конце концов привезли индийский Ковишилд. Ни разу нам не рассказали, что это за вакцина, каковы ее свойства, как ее изготавливают - рассказала Ольга Кобевко, одна из врачей, которая вакцинировалась от Covid-19. - Даже медиков продолжают держать в информационном вакууме, не то, что простых людей. Низкое доверие к власти и ее молчание привело к тотальному недоверию к вакцинации. Причем я не считаю, что именно конкретный Степанов (досье Максима Степанова) виноват в том, что нам досталась индийская вакцина. Ее получают все страны с низким экономическим развитием, и именно так, к сожалению, нас воспринимают сейчас в мире.

Врач говорит, что кампания вакцинации в Украине совершенно непродуманная. Ни организационно, ни информационно. Нет информации о желающих вакцинироваться, которые не относятся к первой очереди, но готовы привиться остатками индийской вакцины (чтобы ее не выбрасывать), ни один чиновник не заявил, что берет на себя ответственность за последствия вакцинации, нет даже толковых объяснений, как изготавливают вакцины, как на них реагирует организм и почему прививаться жизненно необходимо.

Людям надо объяснить простую вещь: так, смертность от вакцинации есть, но если от вакцины умрет 2-3 человека, то от пандемии 200-300, а то и две-три тысячи, то есть риск умереть от болезни или трудно перенести коронавирус намного выше, чем от вакцины, - отмечает Андрей Аносов, который вакцинировался сам и призывает сделать это других.

Врач считает, что у украинском совершенно нет социального сознания и коллективной ответственности

Я вакцинировался, потому что понимаю, что общаюсь с людьми, которые не относятся к первой очереди и могут заболеть, потому что у меня престарелые родители, которые могут болеть трудно, потому что есть дети, которых пока не вакцинируют от коронавируса нигде в мире. Но большинство у нас так, к сожалению, не думает. Большинство думает, что это касается всех, но только не меня.

Наконец приведем две цитаты врачей, на наш взгляд, точно описывают настоящее и, главное, будущее украинцев в коронавирусном мире.

Мы прожили с коронавирусом год, но, к сожалению, никаких выводов не сделали, - убеждена Ольга Кобевко. - Люди больше не доверяют власти и обсуждают ее решения. Это только у нас карантин обсуждается, но не выполняется. С другой стороны, власть так ничего и не сделала, чтобы усилить доверие к себе и своим поступкам или действенно поддержать украинцев в эти времена. Учитывая, что продолжительность действия вакцины от коронавируса еще неизвестна никому, жить с ним нам в современных украинских реалиях еще очень долго.

Коронавирус - это цивилизационная болезнь и скоро мы от нее не избавимся, - считает Андрей Аносов. - Понимаете, людей на Земле много, приобрести устойчивый иммунитет всем одновременно будет тяжело, а вирус мутирует постоянно и вакцина может быть бессильна против отдельных новых штаммов даже при ускоренной вакцинации. К тому же если бы вакцинировались все человечество, у нас было бы больше шансов преодолеть болезнь, чем сейчас.